Конспект

Банковское и инвестиционное право

Категория:

Конспект

Дисциплина:

Банковское и инвестиционное право

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

АУпПРБ, Институт управленческих кадров

Стоимость работы:

20 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 194
Год сдачи: 2021
Дата публикации: 07.05.2021

Фрагменты для ознакомления

Банковское и инвестиционное право. Теория.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 семестр

1. Понятие банковского права Республики Беларусь. Предмет и метод правового регулирования банковской деятельности. 1

2. Банковская деятельность и ее принципы. 2

3. Банковские операции и их виды. 3

4. Понятие и система источников банковского права. 4

5. Характеристика источников банковского права. 4

6. Понятие банковского правоотношения. Субъекты, участники и объекты банковского правоотношения. 9

7. Классификация банковских правоотношений. 10

8. Правовой статус, цели деятельности и функции Национального банка Республики Беларусь. 10

9. Особенности функционирования Национального банка Республики Беларусь. 11

10. Виды операций, осуществляемых Национальным банком Республики Беларусь. 12

11. Структура Национального банка Республики Беларусь. 13

 

2 семестр

1. Понятие и виды банков. 14

2. Порядок государственной регистрации банков в Республике Беларусь. 17

3. Лицензирование банковских операций в Республике Беларусь. 21

4. Реорганизация и ликвидация банков. 25

5. Правовой статус филиала (отделения) банка. 28

6. Структурные подразделения банка, его филиала (отделения). 28

7. Правовой статус представительства банка. 29

8. Порядок регистрации банка, созданного иностранными инвесторами. 29

9. Дочерний банк и представительство иностранного банка в Республике Беларусь. 30

 

3 семестр

1. Понятие небанковской кредитно-финансовой организации, ее отличия от банка. 32

2. Обеспечение финансовой надежности банка. 33

3. Ограничения деятельности банков. Особенности проведения проверок деятельности банка. 41

4. Ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. 44

 

4 семестр

1. Кредитный договор: понятие и общая характеристика. 47

2. Содержание кредитного договора. Права и обязанности сторон по кредитному договору. Способы обеспечения исполнения кредитного договора. 52

3. Виды кредитов. 55

4. Понятие и виды договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга). 58

5.  Права и обязанности сторон по договору. 58

6. Особенности осуществления факторинговых операций. 59

 

5 семестр

1. Понятие и виды банковской гарантии. Характеристика обязательства по банковской гарантии. 61

2. Поручительства банка или небанковской кредитно-финансовой организации.. 64

3. Понятие и виды договора банковского вклада (депозита). 66

4. Существенные условия договора банковского вклада (депозита). 67

5. Права и обязанности сторон по договору депозита. 67

6. Понятие, виды и порядок заключения договора банковского счета. 72

7. Права и обязанности сторон по договору банковского счета. 77

8. Прекращение договора банковского счета. 78

 

6 семестр

1. Понятие и общая характеристика договора доверительного управления денежными средствами. Форма и существенные условия договора доверительного управления денежными средствами. Предмет договора доверительного управления денежными средствами. 79

2. Отдельные направления использования денежных средств, переданных в доверительное управление. Формы доверительного управления денежными средствами. 80

3. Права и обязанности доверительного управляющего по договору. 81

4.  Договор доверительного (трастового) счета и закрытие такого счета. 83

5. Договор доверительного управления фондом банковского управления: понятие, общая характеристика, содержание договора и условия осуществления деятельности по доверительному управлению фондом банковского управления. 83

 

7 семестр

1. Безналичные расчеты и их формы. 86

2. Ответственность банка при проведении безналичных расчетов. 99

 

8 семестр

1. Понятие договора банковского хранения. Виды банковского хранения. Права, обязанности и ответственность сторон по договору банковского хранения. 101

2. Понятие валютно-обменных операций. Порядок осуществления валютно-обменных операций. 103

3. Понятие и правовое регулирование инкассации денежных средств и иных ценностей и порядок ее осуществления. 108

 

10 семестр

1. Понятие и признаки инвестиционных договоров. 111

2. Особенности заключения, изменения и расторжения инвестиционных договоров. 112

 

12 семестр

1. Осуществление инвестиций на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. 127

2. Осуществление инвестиций резидентами Парка высоких технологий. 132

3. Осуществление инвестиций субъектами инновационной инфраструктуры. 141

4. Осуществление инвестиций на территории свободных экономических зон. 150

5. Осуществление инвестиций на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень». 163

6. Осуществление инвестиций на территории Оршанского района. 173

7. Осуществление инвестиций на территории специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал». 176

 

13 семестр

1. Понятие инвестиционного спора, основания его возникновения. 179

2. Порядок разрешения инвестиционных споров национальном законодательстве и в международных договорах. 179

3. Досудебный порядок урегулирования инвестиционных споров. 184

4. Международные договоры, регламентирующие условия и порядок осуществления инвестиционной деятельности в рамках СНГ. 188

 

1 семестр

Понятие банковского права Республики Беларусь. Предмет и метод правового регулирования банковской деятельности

Таким образом, банковское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе построения и функционирования банковской системы, в том числе в процессе осуществления банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями и регулирования этой деятельности Национальным банком на основе комплексного метода правового регулирования.

Предметом любой правовой науки является определенная сфера общественных отношений. Соответственно предметом банковского права является банковская деятельность. Банковская деятельность определена в ст. 12 БК как совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

Отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств. Банковское законодательство определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними, а также устанавливает порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Под методом банковского права следует понимать совокупность юридических приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет банковского права.

Метод:

  • Императивный
  • Диспозитивный (принцип свободы договора)

Банковское право регулирует разнородные по своему содержанию правоотношения и использует элементы как частноправового, так и публично-правового метода.

Частноправовой (гражданско-правовой) метод, именуемый также методом диспозитивного регулирования, методом автономии, характеризуется:

- равноправием участников отношений;

- автономией участников правоотношений, означающей способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять права в своем интересе;

- самостоятельностью участников правоотношений, выражающейся в возможности лица самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом, нести ответственность по своим обязательствам;

- возможностью выбора субъектами различных вариантов поведения в рамках закона.

В свою очередь для публично-правового метода (императивного метода, метода субординации,) характерны:

- формирование правоотношений по принципу «команда – исполнение». Государственный орган, осуществляющий регулирование банковской деятельности, не связан согласием субъектов, деятельность которых он регламентирует;

- действие субъектов, выполняющих властные (управленческие) функции, по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;

- позитивное обязывание, которое  может・ носить характер общенормативной ориентации или конкретного предписания;

- запрещение каких-либо действий (нормы-запреты).

Различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные отношения образует специфику метода конкретной отрасли права, определяет его особый юридический режим, который последовательно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

В правовой литературе высказывалось мнение о том, что специфика предмета правового регулирования предопределяет наряду с первичными методами наличие так называемого комплексного метода, объединяющего в себе отдельные черты гражданско-правового и публично-правового методов, но не тождественного этим методам.

 

Банковская деятельность и ее принципы

Банковская деятельность определена в ст. 12 БК как совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли.

В правовой литературе под банковской деятельностью понимается разновидность предпринимательской деятельности, совокупность постоянно или систематически осуществляемых по поводу денег и иных финансовых инструментов операций разных видов, объединенных общей целью. Мы полагаем, что правильнее исходить из понимания банковской деятельности в широком смысле, которое включает также организационные отношения по поводу построения и функционирования банковской системы.

Легально круг общественных отношений, регламентируемых банковским правом, определен ст. 1 БК, согласно которой отношения, регулируемые банковским законодательством, составляют систему экономических общественных отношений по мобилизации и использованию временно свободных денежных средств, определенные нормами права принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регламентацию отношений между ними, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

В ст. 13 БК указаны основные принципы банковской деятельности:

  1. обязательность получения банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;
  2. независимость банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в своей деятельности, невмешательство со стороны государственных органов в их работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
  3. разграничение ответственности между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и государством;
  4. обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования для поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь;
  5. обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка, небанковской кредитно- финансовой организации;
  6. обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам (депозитам) клиентов;
  7. обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

Банковскую деятельность следует определять через совокупность критериев, отражающих особенности такой деятельности.

Во-первых, это субъектный критерий – обязательным субъектом общественных отношений, регулируемых банковским правом, является банк (Национальный банк) или небанковская кредитно- финансовая организация.

На основании лицензии НБ.

Представляет собой совокупность банковских операций.

Во-вторых, объектный критерий - не любая деятельность, осуществляемая банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, является банковской и должна регулироваться банковским законодательством (например, приобретение бумаги, компьютеров и т.п.; в качестве банковской рассматривается деятельность по поводу финансовых инструментов (денег, ценных бумаг, валютных ценностей).

 

Банковские операции и их виды

Выделяя банковскую деятельность из состава иной предпринимательской деятельности, законодательство оперирует таким термином, как «банковская операция». Однако законодатель ограничился лишь перечислением таких операций, при этом данное понятие легального определения не имеет.

К банковским операциям относятся:

  1. привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц на счета и (или) во вклады (депозиты);
  2. размещение указанных в абзаце втором настоящей части привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  3. открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц;
  4. открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
  5. осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
  6. валютно-обменные операции;
  7. купля-продажа драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в случаях, предусмотренных Национальным банком;
  8. привлечение и размещение драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) физических и (или) юридических лиц;
  9. выдача банковских гарантий;
  10. доверительное управление фондом банковского управления на основании договора доверительного управления фондом банковского управления;
  11. доверительное управление денежными средствами по договору доверительного управления денежными средствами;
  12. инкассация наличных денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;
  13. выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек;
  14. выпуск в обращение (эмиссия) электронных денег;
  15. выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счета;
  16. финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
  17. предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
  18. перевозка наличных денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливаются Национальным банком.

Особенности регулирования осуществления банковских операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями предусматриваются специальным законодательством.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо банковских операций, указанных в части первой настоящей статьи, вправе осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

  • поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
  • операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;
  • лизинговую деятельность;
  • консультационные и информационные услуги;
  • эмиссию (выдачу) ценных бумаг и (или) операции с ценными бумагами;
  • зачет взаимных денежных и других финансовых требований и обязательств и определение чистых позиций (клиринговая деятельность);
  • операции в Республике Беларусь и за ее пределами с памятными банкнотами, памятными и слитковыми (инвестиционными) монетами, являющимися законным платежным средством Республики Беларусь, по цене не ниже номинальной;
  • деятельность специализированного депозитария выделенных активов;
  • (абзац введен Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 N 133-З)
  • деятельность управляющей организации инвестиционного фонда, специализированного депозитария инвестиционного фонда;
  • иную предусмотренную законодательством Республики Беларусь деятельность, осуществляемую для собственных нужд и (или) необходимую для обеспечения осуществления банковских операций, за исключением осуществления страховой деятельности в качестве страховщиков.

Виды банковских операций:

  1. Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
  2. Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
  3. Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

 

Понятие и система источников банковского права

Банковское законодательство Республики Беларусь - система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений.

К актам банковского законодательства относятся:

  • законодательные акты Республики Беларусь;
  • распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер;
  • постановления Правительства Республики Беларусь;
  • нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь (далее - Национальный банк);
  • нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законодательных актов Республики Беларусь.

Иерархия нормативных актов в Республике Беларусь выглядит следующим образом: 1) Конституция (в том числе и конституционные законы, например, акты толкования Конституции); 2) международные договоры, действующие на территории Республики Беларусь; 3) законы, декреты и указы Президента (при этом кодексы обладают большей юридической силой, чем другие законы, аналогичное правило должно действовать и по отношению к программным законам, а также закону о бюджете, они также должны стоять над всеми иными законами); 4) указы Президента, изданные на основе закона; 5) постановления Правительства; 6) нормативные акты министерств и ведомств. 7) Замыкают эту иерархию нормативные акты, принимаемые местными органами государственной власти, в том числе и в порядке делегирования им некоторых полномочий вышестоящими органами.

 

Характеристика источников банковского права

Конституция

Банковская деятельность, как и любая другая предпринимательская деятельность, основывается прежде всего на положениях Конституции, в соответствии со ст. 13 которой государство:

- предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности;

- гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

- осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

В соответствии со ст. 44 Конституции:

- государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению;

- собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом;

- собственность, приобретенная законным способом, защищается государством;

- государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.

Институт банковской тайны основывается на положениях ст. 28 Конституции, согласно которой каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

В Конституции нашли закрепление нормы, касающиеся о банковской системы нашего государства, что подчеркивает ее значимость. В соответствии со ст. 136 Конституции банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Основным законом определен порядок назначения органов управления Национального банка.

 

Декреты и указы Президента Республики Беларусь

Декретом Президента Республики Беларусь от 04.11.2008 N 22 "О гарантиях сохранности денежных средств физических лиц, размещенных на счетах и (или) в банковские вклады (депозиты)" установлено, что государство гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте, размещенных на счетах и (или) во вклады (депозиты) в банках Республики Беларусь, и возмещение 100% суммы этих средств в валюте счета либо вклада (депозита) в случае принятия Национальным банком Республики Беларусь решения об отзыве у банка специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, предоставляющего право на осуществление банковской операции по привлечению денежных средств физических лиц в банковские вклады (депозиты), в целом либо в части осуществления такой банковской операции.

Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2009 N 276 "Об отдельных вопросах банковской деятельности и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Беларусь" определено, что залогодержателями земельных участков, находящихся в частной собственности, права аренды земельных участков, являющихся предметом соответственно ипотеки, залога, могут быть банки, имеющие специальное разрешение (лицензию) на осуществление банковской деятельности в части осуществления банковской операции по размещению привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности.

Указом Президента Республики Беларусь от 10 марта 2000 г. N 124 "О направлении представителей банков в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов в иностранной валюте и выполнения договоров залога" установлено, что банки направляют своих представителей в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов, включая полученные под гарантии Правительства Республики Беларусь, и выполнения договоров залога; осуществляют контроль за движением средств в иностранной валюте и белорусских рублях по всем счетам юридических лиц; в соответствии с законодательством взыскивают в бесспорном порядке с текущих счетов кредитополучателей, их обособленных структурных подразделений и поручителей средства в счет погашения просроченных кредитов; принимают участие в разработке программы выхода неплатежеспособного заемщика из кризисной ситуации.

Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. N 185 "О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений" определено, что льготные кредиты предоставляются открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк" гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений (за исключением граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах).

Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359 утвержден Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь. Данным нормативным правовым актом определена очередность платежей со счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, некоторые аспекты расчетов наличными денежными средствами.

Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2009 г. N 371 "О льготном потребительском кредитовании" установлено, что: льготные кредиты предоставляются банками в установленном законодательством порядке в белорусских рублях сроком до трех лет с уплатой десяти процентов годовых за пользование кредитом; общая сумма льготных кредитов, выдаваемых банками одному получателю в указанный период не может превысить 300 базовых величин, установленных на дату заключения кредитного договора любым из банков; предоставление льготных кредитов осуществляется в безналичном порядке путем перечисления банками денежных средств на текущие (расчетные) счета торговых организаций в оплату расчетных документов, представленных кредитополучателем.

 

Банковский кодекс

Кодифицированный нормативный правовой акт традиционно составляет основу правового регулирования общественных отношений, составляющих предмет соответствующей отрасли права. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 № 145-З) состоит из Общей и Особенной части.

В Общей части содержатся нормы-понятия (определение банковской деятельности, банка, банковских операций), нормы-принципы (принципы осуществления банковской деятельности), положения, определяющие правовой статус субъектов банковских правоотношений, функции Национального банка, порядок государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, формы обеспечения стабильности банковской деятельности, нормы, регламентирующие банковскую тайну, порядок наложения ареста на имущество, находящееся в банках, положения, определяющие ответственность участников банковских правоотношений.

Особенная часть содержит нормы, направленные на регламентацию отдельных банковских операций, таких, как: банковский кредит, договор финансирования под уступку денежного требования (договор факторинга), банковская гарантия, банковский вклад (депозит), банковский счет, доверительное управление денежными средствами, расчеты, валютно-обменные операции, банковское хранение, инкассация ценностей.

Банковский кодекс состоит из 17 разделов, 27 глав.

 

Гражданский кодекс

Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. 

Несомненно, что многие из регулируемых этим законодательным актом отношений возникают в процессе осуществления банковской деятельности. Кодекс содержит ряд положений о порядке осуществления сделок, относящихся к банковским операциям, например в гл. 42 «Заем и кредит», 43 «Финансирование под уступку денежного требования (факторинг)», глава 44 «Банковский вклад (депозит)», 45 «Банковский счет», 46 «Расчеты».

 

Законы, регламентирующие деятельность банков

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 «О хозяйственных обществах» (в редакции Закона от 10.01.2006) направлен на определение правового положения, порядка создания, деятельности, реорганизации, ликвидации хозяйственных обществ, прав и обязанностей их учредителей (участников), компетенции органов хозяйственных обществ, а также на обеспечение защиты прав и интересов учредителей (участников) хозяйственных обществ и самих хозяйственных обществ.

В соответствии со ст. 3 действие данного Закона распространяется на хозяйственные общества, создаваемые на территории Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами.

Особенности правового положения, создания, реорганизации _____и ликвидации хозяйственных обществ в банковской, страховой, биржевой и иных сферах деятельности, а также хозяйственных обществ с иностранными инвестициями определяются иными законодательными актами. Значение данного закона для банковской деятельности определяется тем, что подавляющее большинство банков Республики Беларусь созданы в форме акционерного общества.

Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 85, 2/978) устанавливает основы валютного регулирования и валютного контроля в целях обеспечения стабильности платежного баланса и белорусского рубля, экономической безопасности, поддержания устойчивого экономического роста и развития международного сотрудничества Республики Беларусь. В законе даны определения валютного регулирования, валютного контроля, валютных ценностей, иностранной валюты, резидентов, нерезидентов, определен порядок осуществления валютных операций, определены права Национального банка в сфере валютного регулирования, функции банков как агентов валютного контроля.

Закон Республики Беларусь от 12.03.1992 «О ценных бумагах и фондовых биржах» определяет единый порядок выпуска и обращения ценных бумаг, регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также принципы организации и деятельности фондовой биржи. Закон устанавливает необходимые требования к лицам, осуществляющим выпуск и профессиональную

деятельность по ценным бумагам, создает условия для организации в республике необходимых структур для осуществления операций с ценными бумагами.

Для правового регулирования деятельности банков данный закон актуален в двух аспектах:

- во-первых, большинство банков созданы в форме акционерного общества, и порядок выпуска и обращения акций определен данным законом;

- во-вторых, многие банки являются профучастниками рынка ценных бумаг, в основе правовой регламентации которого также нормы данного закона.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» банки и небанковские кредитно-финансовые организации отнесены к лицам, осуществляющим финансовые операции, на которых возложены определенные обязанности, в частности:

проводить идентификацию лиц, совершающих финансовые операции, в случаях, предусмотренных законодательством;

регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его первый экземпляр в орган финансового мониторинга;

приостанавливать финансовую операцию, если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, либо если лицо, совершающее финансовую операцию, находится под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью.

Перечень иных финансовых операций, подлежащих особому контролю, определяется Президентом Республики Беларусь.

 

Постановления Правительства

Нормативные правовые акты, издаваемые Советом Министров, занимают незначительное место в регламентации банковских отношений вследствие установленного законодательством разграничения компетенции Национального банка и Правительства. Тем не менее регламентация рассматриваемых правоотношений постановлениями Совета Министров имеет место, хотя более распространенными являются совместные постановления Правительства и Национального банка.

В качестве примера регламентации деятельности банков актами Правительства можно привести постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2006 № 1554, которым утверждено Положение о порядке предоставления льготных кредитов гражданам на газификацию природным газом эксплуатируемого ими жилищного фонда, Положение о порядке и условиях предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2002 г. N 992.

Достаточно часто издаются постановления Совета Министров о предоставлении гарантий банкам. Кроме того, порой совместными нормативными правовыми актами Правительства и Национального банка регламентируются особенности расчетов. Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.05.2007 № 707/11 «О некоторых вопросах приема (выплаты) денежных средств по международным денежным переводам (почтовым, электронным)»

установлено, что:

- прием денежных средств по исходящим международным денежным переводам (почтовым, электронным) осуществляется: от юридических и физических лиц по социально значимым неторговым платежам - в белорусских рублях; от физических лиц - в белорусских рублях и (или) в иностранной валюте, используемой при взаиморасчетах с почтовой администрацией страны назначения в соответствии с договорами, заключенными национальным оператором почтовой связи с почтовыми администрациями стран назначения;

- выплата денежных средств, поступающих в Республику Беларусь по международным денежным переводам (почтовым, электронным), осуществляется в белорусских рублях. Выплата денежных средств по возвращаемым международным денежным переводам (почтовым, электронным), принятым в иностранной валюте, может осуществляться в валюте, используемой при приеме возвращенного международного денежного перевода (почтового, электронного), или в белорусских рублях.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2006 № 1753/22 утвержден Порядок выпуска, обращения и погашения облигаций, выпускаемых банками. Данным нормативным правовым актом определено, что облигации выпускаются банком-эмитентом, осуществляющим в установленном порядке привлечение во вклады средств физических лиц, по согласованию с Национальным банком. Средства, полученные банками-эмитентами от выпуска облигаций, направляются на рефинансирование ранее выданных кредитов на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости. Обеспечением облигаций являются обязательства юридических и (или) физических лиц по возврату основной суммы долга и уплате процентов по предоставленным банками-эмитентами кредитам на строительство, реконструкцию или приобретение жилья под залог недвижимости.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 07.08.2009 N 1044/13 утверждено Положение о порядке предоставления малообеспеченным гражданам льготных кредитов на потребительские нужды.

 

Нормативные правовые акты Национального банка

Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Нормативные правовые акты Национального банка Республики Беларусь могут приниматься только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.

При принятии Национальным банком нормативного правового акта обязательно указание в нем на основании и во исполнение какого законодательного акта Республики Беларусь принимается данный акт.

Нормативные правовые акты Национального банка могут быть отменены Президентом Республики Беларусь.

Нормативными правовыми актами Национального банка являются:

1) постановления Правления Национального банка Республики Беларусь;

2) постановления Совета директоров Национального банка Республики Беларусь.

Это нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции Национального банка и регулирующие общественные отношения в сфере банковской деятельности.

Соответствующими постановлениями утверждаются:

инструкции - нормативные правовые акты, детально определяющие содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений (например, Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66);

правила - кодифицированные нормативные правовые акты, конкретизирующие нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам (например, Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72).

106