Шпаргалка

Экономическая теория готовые шпоры

Категория:

Шпаргалка

Дисциплина:

Экономическая теория

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БНТУ, ФИТР

Стоимость работы:

8 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 19
Год сдачи: 2020
Дата публикации: 02.06.2021

Фрагменты для ознакомления

Шпаргалка по экономической теории

 

Вопрос 1: « Экономика как сфера жизнедеятельности общества и наука»  1

Вопрос 2: «Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории»  1

Вопрос 3: «Экономическая теория и  экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория». 1

Вопрос 4: «Методы экономической науки. Экономические категории и экономические законы»  1

Вопрос 5: «Основные научные школы и современные направления развития экономической теории»  2

Вопрос 6: «Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы»  2

Вопрос 7: «Ресурсы (факторы) производства. Классификация и  основные характеристики ресурсов. Ограниченность ресурсов». 2

Вопрос 8: «Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация»  2

Вопрос 9: «Экономические блага: виды, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ». 3

Вопрос 10: «Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы  экономического развития общества: что, как и для кого производить»  3

Вопрос 11: «Производственные возможности общества и  их границы. Кривая производственных возможностей общества (кривая трансформации). Альтернативные (вмененные) издержки. Закон возрастания альтернативных издержек»  3

Вопрос 12: «Производство, воспроизводство и экономический рост. Эффективность производства и ее показатели. Факторы повышения эффективности производства. Общественное разделение труда и его формы». 3

Вопрос 13: «Экономическая система общества: понятие, субъекты, структура. Критерии  классификации экономических систем»  4

Вопрос 14: «Понятие собственности. Субъекты и объекты собственности. Типы и формы собственности. Современные теории собственности»  4

Вопрос 15: «Реформирование собственности. Преобразование отношений собственности в Республике Беларусь». 5

Вопрос 16: «Способы   координации хозяйственной  жизни:  традиции, рынок, команда (иерархия)»  5

Вопрос 17: «Классификация экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика. Трансформационная экономика». 5

Вопрос 18: «Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка.  Институциональные основы функционирования рынка: частная собственность, свободное ценообразование, конкуренция»  5

Вопрос 19: «Классификация рынков. Рыночная инфраструктура»  7

Вопрос 20: «Несовершенства (провалы) рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику». 7

Вопрос 21: «Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели»  7

Вопрос 22: «Спрос.    Закон спроса. Функция спроса и её графическая интерпретация.  Неценовые факторы  спроса. Индивидуальный и рыночный спрос»  9

Вопрос 23: «Предложение. Закон предложения. Функция предложения  и её графическая интерпретация.  Неценовые факторы  предложения»  9

Вопрос 24: «Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену». 9

Вопрос 25: «Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя»  9

Вопрос 26: «Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты ценовой эластичности спроса. Точечная и дуговая эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене». 9

Вопрос 27: «Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициенты перекрёстной эластичности спроса». 10

Вопрос 28: «Эластичность спроса по доходу. Коэффициенты эластичности спроса по доходу»  10

Вопрос 29: «Эластичность предложения по цене. Коэффициенты эластичности предложения по цене.  Факторы эластичности  предложения по цене»  10

Вопрос 30: «Практическое значение анализа эластичности. Эластичность спроса по цене и выручка товаропроизводителя. Влияние эластичности на излишек потребителя и излишек производителя.  Эластичность спроса и предложения и налоговое бремя»  10

Вопрос 31: «Основные субъекты рыночной экономики: домашнее хозяйство, фирма (организация),  государство». 11

Вопрос 32: «Домашнее хозяйство как экономический субъект. Основные категории и законы потребления. Равновесие потребителя и правило максимизации полезности»  11

Вопрос 33: «Организация как хозяйствующий субъект. Классификация организаций. Понятие рационального производителя». 11

Вопрос 34: «Производственные периоды: краткосрочный и долгосрочный. Постоянные и переменные факторы производства». 11

Вопрос 35: «Производство и технология. Производственная функция, её свойства»  12

Вопрос 36: «Производственный выбор фирмы в краткосрочном  периоде. Производство   с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт: понятие, измерение, взаимосвязь. Закон убывающей предельной производительности»  12

Вопрос 37: «Производственный выбор фирмы в долгосрочном  периоде. Производство с двумя переменными факторами. Изокванты. Карта изоквант. Предельная норма технологического замещения. Взаимозаменяемость факторов производства»  12

Вопрос 38: «Понятие и классификация издержек. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерские и экономические издержки». 12

Вопрос 39: «Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние, предельные издержки, их динамика и взаимосвязь»  12

Вопрос 40: «Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффекты масштаба. Проблема оптимального размера предприятия»  13

Вопрос 41: «Изокосты. Карта изокост. Равновесие товаропроизводителя. Правило минимизации издержек. Траектория    роста фирмы»  13

Вопрос 42: «Доход и прибыль фирмы. Общий, средний, предельный доход. Нормальная прибыль»  13

Вопрос 43: «Государство как экономический субъект. Микроэкономическое регулирование, его направления и инструменты». 13

Вопрос 44: «Национальная экономика и её общая характеристика. Открытая и закрытая экономика». 14

Вопрос 45: «Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. Система национальных счетов (СНС)». 14

Вопрос 46: «Валовой внутренний продукт (ВВП). Принципы и методы расчёта ВВП. Другие показатели системы национальных счетов»  15

Вопрос 47: «Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен. Дефлятор ВВП и индекс потребительских цен. Индекс цен производителя»  15

Вопрос 48: «Национальное богатство, его состав и структура»  15

Вопрос 49: «Эволюция денег. Сущность денег и их функции»  15

Вопрос 50: «Денежный рынок. Номинальный и реальный спрос на деньги. Мотивы спроса на деньги. Предложение денег. Денежные агрегаты. Равновесие денежного рынка»  16

Вопрос 51: «Денежно-кредитная система и её структура. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их функции. Кредит и его формы. Специализированные кредитно-финансовые  организации. Денежно-кредитная система  Республики Беларусь»  16

Вопрос 52: «Понятие финансов и их функции. Финансовая система и её структура. Государственные и частные финансы. Финансовая система  Республики Беларусь»  16

Вопрос 53: «Налогообложение: сущность и принципы. Виды и функции налогов»  16

Вопрос 54: «Госбюджет и его функции. Расходы и доходы государственного бюджета. Понятие бюджетного дефицита и бюджетного профицита»  17

Вопрос 55: «Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса»  17

Вопрос 56: «Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения»  18

Вопрос 57: «Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS.  Изменения в равновесии. Эффект храповика». 18

Вопрос 58: «Макроэкономическая нестабильность и формы её проявления. Циклический характер экономического развития и его причины. Экономический цикл и его фазы»  18

Вопрос 59: «Занятость и безработица. Типы безработицы. Определение уровня безработицы. Экономические издержки безработицы. Закон Оукена.  Безработица в Республике Беларусь»  19

Вопрос 60: «Инфляция, её определение и измерение. Причины инфляции. Формы инфляции. Социально-экономические последствия  инфляции.  Инфляция в Республике Беларусь»  19

Вопрос 61: «Мировая экономика и предпосылки её становления. Структура мировой экономики»  19

Вопрос 62: «Основные формы международных экономических отношений: торговля товарами и услугами, движение капитала, миграция рабочей силы, валютно-финансовые отношения»  20

Вопрос 63: «Понятие  и структура платёжного баланса страны. Равновесие платёжного баланса. Платёжный баланс Республики Беларусь»  21

Вопрос 64: «Понятие валютного курса. Факторы, влияющие на валютный курс. Виды валютного курса»

 

Экономика как сфера жизнедеятельности общества и наука

Экономика – это сфера деятельности и непосредственно человек, целью которого является удовлетворение всех жизненно важных потребностей, а также представляет собой науку, которая изучает данную сферу.

Функции экономики: 

  • производственная – В основе жизнедеятельности лежит производство. Оно создаёт самое элементарное и вместе с тем главное условие существования человечества – жизненные блага. Не подлежит сомнению тот факт, что, остановив производство даже на короткое время, общество сразу же оказалось бы перед угрозой голодной смерти. Вот почему важнейшей функцией в экономической жизни общества выступает эта функция.
  • трансакционная – Производить все блага, в которых нуждается каждый человек, каждое домашнее хозяйство, каждое предприятие не возможно в рамках одного хозяйства, одного предприятия. Люди должны обмениваться как продуктами труда, так и деятельностью, своими способностями в рамках данного производства. Таким образом, блага необходимо не только произвести, но и обменять, произвести трансакцию. Хорошо отлаженная трансакционная функция в экономике обеспечивает непрерывность и согласованность производства, а любые нарушения здесь ведут к подрыву его нормального хода, отрицательно сказываются на его результатах. 
  • Перераспределительная – Ни одно современное цивилизованное общество не может игнорировать социальную сторону своего развития. Ни одна группа не должна пребывать в крайне нищете, когда другие купаются в роскоши. Общество должно обеспечить существование хронических больных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев. Следует создать условия для обеспечения доступа к образованию и здравоохранению каждому члену общества. Вот почему экономика современного общества должна выполнять и такую важную функцию как перераспределительная. Она предполагает перераспределение средств полученных в сфере материального и материального производства через систему государственного бюджета к субъектам указанным выше (хронически больным, престарелым, неимущим, другим иждивенцам, а также в сфере здравоохранения и образования).

 

Экономика как сфера жизнедеятельности общества и наука
Пример ответа с 1 по 4 вопрос

 

Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории

Предмет экономическая теория – это экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии, во взаимодействии их с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества.

Экономическая теория изучает экономические категории, законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях и звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Функции экономической теории:

  • Познавательная (состоит в том, что в категориях и принципах, законах и закономерностях экономическая теория выражает самые существенные процессы общего развития, обеспечивает познания сложного мира экономики, взаимосвязи производства, распределения, обмена и потребления всех элементов и структур народного хозяйства; в центре внимания находится человек + его потребности и интересы, отношения к другим членам общества, природе)
  • Методологическая (состоит в том, что экономическая теория – это фундамент, база для других экономических наук)
  • Критическая (состоит в том, что экономическая теория анализирует экономические процессы, сравнивая теоретические процессы с практикой)
  • Практическая (составляет прогнозы экономического развития)
  • Идеологическая (способствует формированию научного системного мировоззрения, даёт представления не только об экономической, но и о социальной направленности развития общества).

Разделы экономической теории:

  • Микроэкономика (рассматривает экономические явления в пределах предприятия)
  • Макроэкономика (рассматривает процессы, происходящие на уровне народного хозяйства в целом)
  • Мировая экономика (рассматривает процессы в международном масштабе, она изучает различные экономические группировки, а также валютный курс)

 

Экономическая теория и  экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория

Экономическая политика – целенаправленная система мероприятий государства в области общественного производства распределения, обмена, потребления благ.

Государственная политика осуществляется при помощи различных инструментов регулирования экономических процессов и субъектов хозяйственной деятельности. Реализация этой политики проводится посредством президентских указов и правительственных постановлений, законов, нормативных актов.

Различают позитивную (имеет дело с тем, что есть или может быть, ее задача – сформировать совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть) и нормативную (изучает то, что должно быть, она имеет предметом идеальное как нечто отличное от действительного) экономическую теорию.

 

Методы экономической науки. Экономические категории и экономические законы

Методы, которые используются при изучении экономической науки:

  • Анализ (мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и исследование каждой части отдельно)

Синтез (его путём экономическая теория воссоздаёт целостную картину, соединив отдельные части в единое целое)

  • Индукция ((наведение) обеспечивается переход от изучения единичных фактов (от частного) к общим положениям и выводам)

Дедукция ((выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным) 

  • Исторический и логический (рассматривается в единстве, поскольку исторический пункт исследования совпадает с исходящим пунктом логического)
  • Математические и статистические приёмы и средства исследования, которые помогают выявить количественную сторону процессов хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

Большое значение при изучении экономической науки уделяют прогнозу (это научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных вариантах и сроков их осуществления).

При всем многообразии различных мер прогнозирования различают наиболее часто использующиеся:

  • Экстраполяция (анализ рынка за предшествующий период и установление тенденций его развития в будущем (темп роста));
  • Экспертные оценки (внесение в прогнозируемые тенденции определённые коррективы) ;
  • Математическое моделирование (связан с установлением функциональной зависимости между отдельными показателями рынка, что выражается системой уравнений).

Экономические категории – логические понятия, отражающие в обобщённом виде объективно существующие стороны и черты производственных отношений.

Экономический закон – необходимая, существенная, постоянно повторяющаяся связь и взаимосвязь явлений и процессов экономической жизни.

Экономический закон объективный и не зависит от воли и сознания людей.

Экономические законы

Всеобщие

Всеобщие

Всеобщие

Присущие всем способам производства.

Закон соответствия производственных отношений, закон экономии времени, закон возвышения потребностей

Присущие всем способам производства.

Закон соответствия производственных отношений, закон экономии времени, закон возвышения потребностей

Присущие всем способам производства.

Закон соответствия производственных отношений, закон экономии времени, закон возвышения потребностей

 

Основные научные школы и современные направления развития экономической теории

Первой школой экономической теории был меркантилизм. Основными объектами у меркантилистов были сфера обращения, торговля (особенно внешняя), а экономика рассматривалась, как объект государственного управления.

Физиократизм – исследует с/х производство, считая его основным, затем появилась классическая политэкономия (Адам Смит, Давид Рикардо).

Классическая школа перенесла исследования из сферы обращения в сферу производства, это положило начало трудовой теории стоимости.

Во 2ой половине 19 века – начало 20 века из классической школы выделилось несколько направлений:

  • Неоклассическое, которое включает монетаризм, институционализм, маржинализм.

В 30-е годы 20 века появилось кейнсианство (Кейнс обосновал методы государственного регулирования экономики в «Общей теории занятости времени и года»).

В первой половине 1950-х появилось неокейнсианство. К основному направлению развития экономической науки запада:

  • Неоклассическое и неолиберальное;
  • Кейнсианство и неокейнсианство;
  • Неоинституциональное или социально-институциональное;
  • Неоклассический синтез.

Критерием разграничения выступают отношения той или иной школы к роли государства, доминирования отдельных сфер экономической жизни при построении модели экономического роста, также избранные теоретические принципы проведения экономического исследования.

 

Потребности как предпосылка производства. Классификация и основные характеристики потребностей. Закон возвышения потребностей. Экономические интересы

Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности людей, а удовлетворение потребностей – её заключительным этапом.

Потребности – это требующая удовлетворения нужда в жизненных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в тот или иной исторический период.

Классификация потребностей:

  • Из общей совокупности выделяют:
  • Экономические (их удовлетворение связано с экономической деятельностью, трудовыми усилиями людей);
  • По функциональному назначению:
    • Физические (потребность в пище, отдыхе, защите тела от неблагоприятных внешних воздействий);
    • Духовные (дают развитие человека как личности);
    • Социальные (связаны с осознание человека своего места в обществе);
  • Потребности общества в целом:
    • Производственные (потребности в ресурсах – сырье, оборудование, работников определённом квалификации и т.д.);
    • Непроизводственные ((личные) направлены на продовольственные товары, промышленные изделия – все то, что необходимо для жизни и труда человека);
  • По значимости для жизнедеятельности:
    • Первичные (материальные потребности без удовлетворения, которых жизнь человека практически невозможна (например, потребность в еде, одежде));
    • Вторичные (предметы не первой необходимости, их удовлетворение можно отложить (чтение литературы)).

Закон возвышения потребностей – обосновывает объективную необходимость роста и совершенствования системы потребностей по мере развития общественного прогресса.

Потребности, являясь импульсом активной деятельности человека, прежде чем материализоваться в ней проходят путь превращения в интерес, который можно определить как осмысленную и осознанную потребность, внутренний побудительный мотив к деятельности. Это, по сути, пружина, приводящая в действие экономический механизм. Поскольку экономический интерес является формой проявления экономических потребностей, можно заключить, что система интересов характеризуется таким же многообразием и многогранностью, как и система потребностей человека.

 

Ресурсы (факторы) производства. Классификация и  основные характеристики ресурсов. Ограниченность ресурсов

Ресурсы производства – это совокупность природных, социальных и духовных сил (возможностей), которые могут быть использованы в процессе создания благ (товаров, услуг). 

Классификация:

  • Природные (часть естественной природы, которая используется или может быть использована обществом в целях удовлетворения его потребностей; существуют потенциальные природные ресурсы (непригодные для использования на конкретном от резке времени) и располагаемые (возможные для использования));
  • Материальные (все созданные человеком блага, сами являющиеся результатом производства – это предприятия, жилые дома, все, что необходимо для производства и потребления);
  • Трудовые (человеческие) ресурсы (население в трудоспособном возрасте);
  • Финансовые ресурсы (денежные средства, которые используются для функционирования общественного производства; их источники – временно свободный денежный капитал предприятий и фирм, налоги, сбережения населения).

Факторы производства (реально вовлечённые в процесс производства ресурсы):

  • Земля (составляет естественный и постоянный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности); 
  • Труд (интеллектуальная и физическая деятельность человека, направленная на изготовление благ и оказания услуг; характеристики труда – продолжительность, интенсивность, производительность);
  • Капитал (все средства, созданные человеком и используемые им для производства благ и оказания услуг; инвестирование (процесс производства и накопления этих средств));
  • Предпринимательский фактор (деятельность по координации и комбинированию других факторов производства в целях производства материальных благ и услуг; предприниматель соединяет, комбинирует остальные факторы производства – труд, землю и капитал – в единый процесс производства, принимая основные, зачастую неординарные новаторские решения в процессе ведения бизнеса).

В зависимости от возможности восполнения запалов ресурсы делятся на возобновляемые (которые могут быть пополнены частично или полностью в результате действия естественных сил природы) и невозобновляемые (это любые ресурсы, количество которых ограничено, т.е. ограничено и не может быть пополнено). 

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов (абсолютная -недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей всех членов общества, но если сузить круг потребностей, то абсолютная ограниченность ресурсов становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны; абсолютная ограниченность в основном характерна для природных и трудовых ресурсов; относительная — для материальных, финансовых, информационных ресурсов).

283