Курсовая работа

Государственное регулирование экономики

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Экономика

Город:

Россия, Москва

Учебное заведение:

Стоимость работы:

60 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 17
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 22.12.2022

Фрагменты для ознакомления

Содержание

Введение. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 5

1.1. Роль государства в регулировании экономики. 5

1.2. Цели и принципы государственного регулирования экономики. 7

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ   9

2.1. Состояние государственного регулирования экономики в РФ.. 9

2.2. Перспективы развития государственного сектора в современной России  12

Заключение. 15

Список использованных источников. 17

 

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы объясняется тем, что государственное регулирование экономики в тех или иных масштабах присуще любой экономической системе. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы немыслимо. Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях является объектом пристального внимания ученых и политических деятелей всех стран.

Под регулированием одной из систем понимается комплекс мер, методов и управленческих решений, применяемых для корректировки этой системы. В разное время своего разные типы экономических систем либо полностью полагались на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в развитии экономики.

Современные реалии предполагают, что этот инструмент является обязательным в некоторых сферах и сферах, но не отрицают существования частных компаний и партнерских отношений с ним.

Регулирование экономики является важной функцией государства в условиях рыночной экономики. Это обуславливает актуальность темы студенческого исследовательского проекта.

Государство обеспечивает правовую основу для всех экономических решений, формирует инфраструктуру, защищает народнохозяйственные интересы, контролирует основные параметры денежного обращения, развивает государственные и полезные для общества отрасли или вообще не затрагивает частный сектор.

Государственное регулирование экономики – это процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине. Оно гарантирует  стабильность правил экономического поведения, способствует проявлению эффективных сторон рыночных отношений и лимитирует их негативные последствия. Если полагаться только на рыночные силы, то структурная перестройка окажется делом отдаленного будущего без гарантии оптимальности пропорций, а если не регулировать цены и тарифы, то оборвутся экономические связи между европейской и азиатской частями страны, возникнет автаркия. 

Без государственного регулирования эффективность производства снижается, фундаментальные исследования остаются неиспользованными, социальная инфраструктура сокращается за счет роста цен, движение к цивилизованным формам жизни происходит стихийно с потерями и издержками.

Объектом исследования является экономика.

Предметом исследования является государственное регулирование экономики.

Целью работы является изучение государственного регулирования экономики.

Задачи, поставленные исходя из цели:

  • Рассмотреть роль государства в регулировании экономики;
  • Разобрать цели и принципы государственного регулирования экономики;
  • Охарактеризовать состояние государственного регулирования экономики в РФ;
  • Исследовать перспективы развития государственного сектора в современной России.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1. Роль государства в регулировании экономики

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Государство вмешивается в экономику независимо от степени развития экономики и от ее типа. Существует два основных типа экономической деятельности:

Распределительная экономика: государство берет все права и обязанности по производству товаров и услуг. Регулирования при такой экономике быть не может. Она характеризуется одной единственной формой собственности – государственной.

Рыночная экономика: государству приходится постоянно изменять глубину своего влияния, перед государством не стоят задачи непосредственного распределения товаров и услуг, и оно теряет право свободно распоряжаться ресурсами. Государство вынуждено то увеличивать, то уменьшать степень своего вмешательства в экономику. Если государство этого не делает, то это приводит к развитию бюрократического аппарата и замедлению экономики в целом. Таким образом, история показывает, что государство постоянно вмешивается в экономику.

Необходимость государственного регулирования объясняется несовершенством рыночных механизмов. Государство корректирует это несовершенство, с которым рынок либо сам справиться не в состоянии, либо это решение будет неэффективным. Для этого:

  • государство берет на себя ответственность за создание равных условий для предпринимательства, охраняет конкуренцию, ограничивает власть монополий;
  • государство заботится о производстве общественных благ, т.к рынку невыгодно их производить с точки зрения прибыли.

К общественным благам относится: прокладка и разметка дорог, уличное освещение, содержание маяков, вакцинирование населения, поддержание общественного порядка; экономические выгодные, но с точки зрения общественности блага эти нельзя выдавать в частные руки (национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворческая деятельность). Выделяют два основных признака общественных благ: незаменимость и несовместимость.

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

2.1. Состояние государственного регулирования экономики в РФ

Несмотря на то, что в конце XX в. уровень затрат на государственные нужды у РФ был значительно ниже уровня, характерного для большинства развитых стран (составляя порядка 27-29% к ВВП), в официальных проектировках правительства тех лет продолжали настойчиво выдвигаться задачи дальнейшего снижения соответствующих расходов государственного бюджета с доведением их до 22-23% к ВВП, т. е. ниже планки, характерной в среднем для слаборазвитых стран. Это было фактическим отстранением государства от функций управления экономикой и обществом. Сегодня среди экспертов и политиков нарастает убеждение в необходимости перехода к более работоспособной системе государственного управления. И это связано с назревшими коррективами в содержании и направленности экономического курса.

Под влиянием требований времени Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации при подготовке программы социально-экономического развития на 2010-2012 гг. впервые на официальном уровне признали настоятельную необходимость «изменения модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, улучшения энергосбережения и значительного повышения инвестиционной активности». С такой проблемой можно согласиться, если за ней стоят адекватные меры по модернизации государственного управления.

Хотя Федеральный закон «О государственных прогнозах и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принятый 20 июля 1995 г., несомненно, способствовал корректировке сугубо либеральных подходов к функциям государства в экономике, он все же был неполным и не ответил на многие насущные вопросы. В частности, он не содержит положений о стратегическом и индикативном планировании, необходимости научного обеспечения прогнозно-плановой работы и т.п.

15