Курсовая работа

Государственный бюджет, его роль в распределении и перераспределении национального дохода в Республике Беларусь

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Макроэкономика

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БГЭУ, УЭФ (Учетно-экономический факультет)

Стоимость работы:

40 руб.

Оценка: 7
Объем страниц: 33
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 24.11.2022

Фрагменты для ознакомления

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты формирования и использования государственного бюджета, его роль в экономике

2. Анализ формирования и исполнения государственного бюджета в Республике Беларусь на современном этапе

3. Проблемы формирования и исполнения государственного бюджета в Республике Беларусь и пути их решения

Заключение

Список использованных источников.

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 33 с., 5 рис., 3 табл., 21 источник.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ЕГО РОЛЬ В РАСПРЕДЕЛЕНИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Объект исследования – отношения, связанные с формированием и исполнением государственного бюджета.

Предмет исследования – состояние формирования и исполнения государственного бюджета Республики Беларусь.

Цель работы: на основе теоретического и практического анализа выявить перспективные направления совершенствования формирования и исполнения государственного бюджета Республики Беларусь.

Методы исследования: метод анализа, метод синтеза, метод индукции, метод дедукции, метод сравнения, графический метод, метод экстраполяции, системный метод, другие общенаучные и специальные методы. 

Исследования и разработки: проведен анализ динамики формирования и исполнения государственного бюджета Республики Беларусь, показаны пути увеличения доходов и оптимизации расходов бюджета.

Элементы научной новизны: выделены основные проблемы формирования и исполнения государственного бюджета, а также предложены пути их решения.

Область возможного практического применения: бюджетный процесс Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные теоретические, методологические и методические положение и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

ABSTRACT

Course work: 32 p., 5 fig., 3 tabl., 21 sources.

STATE BUDGET, BUDGET REVENUES, BUDGET EXPENDITURES, BALANCE, COST EFFECTIVENESS

The object of the study is relations related to the formation and execution of the state budget.

The subject of the study is the state of formation and execution of the state budget of the Republic of Belarus.

The purpose of the work: on the basis of theoretical and practical analysis, to identify promising directions for improving the formation and execution of the state budget of the Republic of Belarus.

Methods of research: method of analysis, method of synthesis, method of induction, method of derivation, method of comparison, graphical method, method of extrapolation, system method, other general scientific and special methods.

Research and development: analysis of the dynamics of formation and execution of the state budget of the Republic of Belarus has been carried out, ways to increase revenues and optimize budget expenditures have been shown.

Elements of scientific novelty: the main problems of formation and execution of the state budget are highlighted, as well as ways to solve them are proposed.

Field of possible practical application: budget process of the Republic of Belarus.

The author of the work confirms that the design and analytical material given in it correctly and objectively reflects the state of the investigated process, and all borrowed theoretical, methodological and methodological position and concepts are accompanied by references to their authors                                             

 

ВВЕДЕНИЕ

В современной финансовой системе бюджет занимает одно из важнейших мест. Бюджет государства выступает в качестве инструмента перераспределения ВВП, регулирует макроэкономические процессы, выполняет фискальную функцию. Значимо и воздействие государственного бюджета на социально-экономическое развитие территорий и стран, в связи с чем возникает необходимость поиска оптимального подхода к его формированию и исполнению.

Оптимальный подход к формированию государственного бюджета может быть достигнут за счет построения эффективной и рациональной структуры доходов, их системного роста, оптимизация исполнения бюджета в значительной степени обеспечивается за счет роста эффективности использования ресурсов по различным направлениям. Проблема формирования и исполнения государственного бюджета значима и для Республики Беларусь.

Выбор социально-ориентированной модели развития национальной экономики обусловил социальную ориентацию государственного бюджета Республики Беларусь, однако возникает сложность рационального сочетания экономического и социального развития с тем, чтобы социальная направленность не оказывала угнетающего воздействия на экономическую активность. Необходимо проводить системные исследования, направленные на поиск дальнейших путей развития государственного бюджета Республики Беларусь, что даст возможность более полно реализовать его функции и роль. Существует также необходимость решения отдельных теоретических и методологических вопросов формирования и исполнения государственного бюджета страны.

Для выполнения курсовой работы привлекались публикации таких белорусских и зарубежных авторов, как: Т.С. Алексеенко, А.В. Бондарь, П.С. Мигурский, А.И. Лученок и др. Отдельно следует выделить работы белорусского ученого Т.В. Сорокиной. Также значительную помощь оказали нормативно-правовые акты Республики Беларусь, программные документы, статистические данные и иные материалы.

Объектом курсовой работы являются отношения, связанные с формированием и исполнением государственного бюджета.

Предмет курсовой работы – состояние формирования и исполнения государственного бюджета Республики Беларусь.

Цель курсовой работы: на основе теоретического и практического анализа выявить перспективные направления совершенствования формирования и исполнения государственного бюджета Республики Беларусь.

Для достижения цели были поставлены следующие основные задачи:

1) отразить теоретические аспекты формирования и исполнения государственного бюджета, показать его функции и роль в национальной экономике;

2) провести анализ формирования и исполнения государственного бюджета Республики Беларусь в динамике;

3) выявить проблемы формирования и исполнения государственного бюджета Республики Беларусь, а также предложить возможные направления их решения.

В ходе написания курсовой работы использованы следующие научные методы: метод анализа, метод синтеза, метод индукции, метод дедукции, метод сравнения, графический метод, метод экстраполяции, системный метод, другие общенаучные и специальные методы.

 

1. Теоретические аспекты формирования и использования государственного бюджета, его роль в экономике

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Бюджет, как централизованный денежный фонд – основа функционирования государства в целом, важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной власти. Централизация денежных средств в бюджете не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики [21, c. 478].

Государственный бюджет, являясь составной частью финансов, отражает их качественные признаки. Но бюджет как совокупность денежных отношений – категория более узкая, чем финансы, так как охватывает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением в границах формирования и использования бюджетного фонда. Тем не менее, бюджет – самый значимый фактор экономической, политической и социальной жизни общества, это основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государства, экономического и социального развития страны или соответствующих административно-территориальных единиц. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов субъектов хозяйствования и граждан является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию экономического развития, решению социальных задач, организации управления и обеспечению национальной обороны [12, c. 117].

Для более глубокого раскрытия природы бюджета необходимо определить место и специфику бюджетных отношений в системе финансовых отношений.

Признавая тот факт, что финансы выступают особой формой производственных отношений и изначально формируются в момент расщепления денежной и эквивалентной им материально-вещественной формы движения совокупного общественного продукта на первой стадии воспроизводственного процесса и возникновения самостоятельной формы движения совокупного общественного продукта – чистого дохода, можно определить генетические истоки бюджетных отношений, конкретизировав момент их зарождения.

Итак, в момент расщепления натурально-вещественной и эквивалентной ей стоимостной формы чистого дохода начинается относительно самостоятельное движение части совокупного общественного продукта – чистого дохода в его денежной форме. На этой основе формируются финансовые отношения, сопровождающие дальнейшее движение чистого дохода, его распределение, формирование денежных фондов [12, c. 118].

На стадии обособления стоимости чистого дохода возникают финансовые отношения, формируются стоимостные пропорции будущего распределения, направления и объемы будущих финансовых потоков. Такое положение определяется тем, что в условиях рыночных отношений, когда деятельность субъектов хозяйствования строится на принципах хозяйственного расчета и самофинансирования, размер чистого дохода просчитывается и прогнозируется в бизнес-проектах заранее для обеспечения не только расширенного воспроизводства, но и расчетов с государством по уплате налогов и других обязательных платежей.

На этом основании можно предположить, что в составе финансовых отношений при обособлении чистого дохода зарождаются отношения, опосредующие образование той части чистого дохода, которая в процессе последующего распределения (перераспределения) будет направлена в централизованный фонд государства, а именно – бюджетные отношенияИх появление обусловлено отщеплением части чистого дохода в форме налогов и обязательных платежей.

Бюджетные отношения носят перераспределительный характер, они сопровождают движение бюджетных потоков и опосредуют взаимосвязи субъектов хозяйствования с государством по поводу изъятия части чистого дохода (налоги, обязательные платежи) для формирования доходов бюджета [2, c. 106].

При действующей системе налогообложения в бюджетный фонд поступает и часть фонда возмещения в виде налогов, включаемых в себестоимость продукции. Это означает, что бюджет участвует как в первичном распределении, так и в пере­распределении стоимости совокупного общественного продукта.

Более того, при современной организации отношений субъектов хозяйствования и государства платежи в бюджет являются первоочередными. Порядок их исчисления и уплаты определяет пропорции распределения чистого дохода, влияет на величину той его части, которая остается в распоряжении предприятия и может быть направлена на расширение производства и формирование децентрализованных денежных фондов.

Иначе говоря, бюджетные отношения являются определяющими во взаимосвязях с финансовыми отношениями, которые опосредуют образование различных децентрализованных фондов. Это положение следует учитывать при обосновании роли бюджета в государственном регулировании экономических и социальных процессов.

Таким образом, бюджет – это основной финансовый план го­сударства, отражающий экономические отношения по поводу фор­мирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств [1, c. 78]. Однако в белорусской и зарубежной научной литературе приводятся и другие подходы к пониманию сущности государственного бюджета. Согласно Бюджетному кодексу Республики Беларусь, бюджет представляет собой план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства в течение финансового года, который устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года [6]. В российской научной литературе встречаются следующие определения государственного бюджета: баланс доходов и расходов государства, конкретный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами, финансовый документ, содержащий доходы и расходы страны и др. Однако, как представляется, в контексте выбранной темы курсовой работы наиболее полным определением государственного бюджета следует признать определение, представленное в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.

Не следует отождествлять сущность бюджета и формы его проявления. Сущность государственного бюджета как объективных специфических финансовых отношений и его назначение остаются неизменными в различных общественно-экономических формациях, но его качественное содержание и роль как фонда денежных средств и финансового плана зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и др. [12, c. 119].

Государственный бюджет функционирует посредством особых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, которые представляют собой часть валового внутреннего продукта, централизуемую в бюджеты всех уровней.

По мнению Т.В. Сорокиной, сущность бюджета как экономической категории реализуется через ряд функций: распределительную (регулирующую), конт­рольную и фискальную. Содержание распределительной функции бюджета характе­ризуется процессами распределения и перераспределения финан­совых ресурсов не только между различными уровнями государ­ственной власти, но и между разными подразделениями обществен­ного производства. Распределительная роль бюджета заключает­ся в его возможности изменять воспроизводственные отраслевые и территориальные пропорции развития экономики, регулировать темпы развития отдельных сфер и отраслей для достижения ос­новных задач и целей финансовой политики [20, c. 46]. Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюд­жет объективно через качественно-количественные характеристи­ки формирования и использования фонда денежных средств госу­дарства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях национальной экономики. Через показатели доходов можно определить, насколько своевременно и полно посту­пают финансовые ресурсы от субъектов хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в распределении средств и насколько эффективно они расходуются. Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных функций, которые на него возложены. С другой стороны, необходимо создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержания определенного уровня эконо­мической активности. 

Согласно Бюджетному кодексу, бюджет Республики Беларусь основывается на принципах единства бюджетной системы и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, полноты, реальности, гласности [6]. Принцип единства обусловливает единую бюджетную систему в государстве, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации и обеспечивается единой законодательной базой. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и поступления. Принцип реальности требует правдивого отражения в бюджете доходов и расходов государства, исходя из объема реально поступающих доходов и средств. Принцип гласности обязывает информировать население об основных расходах и источниках доходов бюджета через средства массовой информации [6]. 

На указанных принципах осуществляется формирование и использование государственного бюджета Республики Беларусь. Структура бюджета включает доходную и расходную часть, а также направления использования профицита бюджета или источники финансирования бюджетного дефицита.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в бюджет в соответствии с действующим законодательством. Доходы бюджета формируются за счет:

1) налоговых доходов; 

2) неналоговых доходов; 

3) безвозмездных поступлений [4].