Курсовая работа

Государство и церковь. Светское государство

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Теория и история государства и права

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БГУ, Юридический

Тег:

#государствоицерковь #светскоегосударство #курсоваягосударство #курсоваягосударствоицерковь #курсоваятеорияправа #курсоваятеорияиисториягосударства #государствоиправо

Стоимость работы:

46 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 24
Год сдачи: 2021
Дата публикации: 07.12.2022

Фрагменты для ознакомления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. . .3

Глава 1. Сущность понятия светского государства, свободы совести и вероисповеданий  

1.1. Понимание термина «светское государство». . .5

1.2. Понятие свободы совести. . .7

1.3. Понятие свободы вероисповеданий. . .9

Глава 2. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви. . .10

Глава 3. Развитие законодательства о свободе совести, вероисповеданий и религиозных организаций в постсоветский период. . .12

Глава 4. Современная религиозная ситуация в Республике Беларусь. . .15

Заключение. . .21

Список использованных источников. . .23

 

Введение

Проблемы свободы совести и государственно-конфессиональных отношений привлекает внимание учёных различных отраслей знания: религиоведов, философов, историков, социологов, политологов, правоведов, а также богословов разных стран мира.

В настоящий период произошла переоценка принципов взаимоотношений государства и религиозных организаций. Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической, социокультурной сферами жизни общества. Религия всегда была источником традиционных ценностей и частью образа жизни. Не преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует отметить, что она является важным звеном в построении гражданского общества.

Объектом исследования данной курсовой работы является ислледование такого явления как церковь, а также ее взаимодейсвие ее с нашим государством, политика, проводимая в отношении им в отношении к церкви.

Предметом же исследования являются нормативные правоввые акты, посвященные данной темы, а также монографические исследования теоретиков, диссертации.

Целью данной работы является исследование вопросов взаимодействия государства и церкви. 

В соответствии с поставленной целью на решение выдвигаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и сущность светского государства, свободы совести и вероисповеданий;
  2. Рассмотреть исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви;
  3. Проанализировав развитие законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях в постсоветский период, указать на существенные изменения;
  4. Рассмотреть современную религиозную ситуацию в стране.

Без научнообоснованного раскрытия содержания понятий “свобода совести” и ”свобода вероисповеданий” нельзя объяснить многие общественные явления, связанные с отношениями человека к религии, религиозных организаций и конфессий – к государству, с правовым регулированием этих явлений, позволяющих установить правопорядок.

Я полагаю, что выполнив выше изложенные задачи можно будет выявить проблеммы, существующие на соременном этапе развития нашего государства.

Основные положения выносимые на защиту:

- Беларусь – светское государство;

- не существует единого подхода к пониманию свободы совести и вероисповеданий;

- за последние 20 лет произошли существененные изменения во взаимоотношениях государства с цервовью;

Данная курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, первая из которых включает в себя три пункта; заключения и списка использованных источников. Полный объём курсовой работы – 25 страниц. Список использованных источников включает в себя 22 наименования.

 

Глава 1. Сущность понятия светского государства, свободы совести и вероисповеданий

1.1. Понимание термина «светское государство»

В современном мире выделяются государства светские, теократические, клерикальные и атеистические.

В клерикальном государстве одна из религий признаётся  государственной или имеет привилегированное положение, например, англиканская в Великобритании, ислам в странах Ближнего Востока. В отдельных странах даже вводятся церковные налоги.

В атеистических государствах провозглашается отделение Церкви от государства, религиозные организации и священнослужители преследуются властями  (СССР в 1920 – 30-е гг.).

В теократическом государстве (Ватикан, Саудовская Аравия, Иран и др.) государственная власть принадлежит Церкви, а религиозные нормы являются основой развития законодательства [1, c. 210].

Противоположностью теократического государства является светская страна.

«Светский» определяется как «не церковный, мирский, гражданский, противоположность ему духовный» [2, с. 56].

Термин «светское государство» нередко толкуется как синоним отделения религиозных организаций от государства. Хотя светское государство действительно предполагает такое отделение, а точнее взаимное невмешательство государства и религиозных организаций в специфические функции друг друга, однако, суть его к этому не сводится. 

Светское государство не только нейтрально по отношению к религии в том смысле, что не проводит ни прорелигиозной, ни антирелигиозной политики, оно невосприимчиво к любому мировоззрению, свободно от всякой идеологической заданности. Его функциональной основой является право, целью – обеспечение политической и духовной свободы человека [3, с. 141].

Карпухина И. А в своей статье использует термин «светский» в следующих значениях:

1) общегражданский; характеристическое свойство государственных или общественных институтов, отражающие или закрепляющие их общегражданскую, мирскую нравственность; независимый от санкционирования или давления религии или идеологии, от религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространении идеологии, или от подчинённости таковым;

2) не являющиеся служителем религиозного культа, мирянин;

3) принадлежащий или относимый к элите («высшему обществу»), к изысканным или элитарным мероприятиям, в том числе называемым таковыми лишь исходя из внешних признаков, абстрагируясь от их содержания; хорошо воспитанный, отвечающий требованиям света, утонченности, изысканного этикета [4, с. 188].

 

Глава 2. Исторические аспекты взаимоотношений государства и церкви

Республика Беларусь на протяжении истории, в течении которой закладывались определённые традиции во взаимоотношениях государства и конфессий всегда оставалась многоконфессиональным государством. 

Начиная с X в., когда белорусские земли были частью Киевского государства, основной конфессией являлось христианство, объединившее разобщенные языческими верованиями племена в единую могучую державу.

Период белорусской государственности, пришедшей на существование Великого княжества Литовского, характеризовался на первом этапе жестким монотеизмом: Грамота Ягайло 1387 г. гласила, что народы «Литвы и Руси будут приведены к католической вере, в какой бы вере они не состояли» [4, с. 162].

Но в последующем существование Православия как исторически первой конфессии, последующее распространение католической веры, ислама, индуизма и протестанизма привело к формированию исторических предпосылок, при которых государственная политика должна исходить из стремления сохранить сложившиеся традиции веротерпимости и поддержания мирных взаимоотношений в обществе представителей различных конфесссий. Так уже в Статуте 1588 года, основном правовом сборнике того времени, была отмечена необходимость властей обеспечить спокойствие всех жителей государства независимо от того, какого вероучения придерживаются они в христианском вероисповедании. С учётом религиозно-правовых традиций определялся особый статус евреев, исповедующих иудаизм, а также татар, исповедовавших ислам [10, с. 45, 86].

Период подчинённости белорусских земель Речи Посполитой был отмечен экспансией католицизма и униатства, призванной, во-первых, отдалить белорусский народ от связей с Россией и русской культурой и, во-вторых, усилить политическое воздействие и контроль за присоединёнными землями.

11