Курсовая работа

Идеология в условиях тоталитарного режима

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Теория и история государства и права

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БГЭУ, Юридический

Тег:

#тоталитарныйрежим #теорияиисториягосударства #правоведение #историягосударства #идеологиятоталитарногорежима #тоталитаризм #историяправа #государство #теориягосударства

Стоимость работы:

60 руб.

Оценка: 9
Объем страниц: 27
Год сдачи: 2020
Дата публикации: 07.12.2022

Фрагменты для ознакомления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1.  ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА.. 5

1.1.   Идеократия как сущностная характеристика идеализма. 5

1.2.   Перверсивность как сущностная характеристика тоталитарного режима  5

ГЛАВА 2.   ИДЕОЛОГИИ ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА.. 7

2.1. Основные черты идеологий тоталитарного типа   7

2.2. Идеологии, склонные к переходу к идеологиям тоталитарного типа. 7

2.3. Превращение идеологии в идеологию тоталитарного типа. 8

ГЛАВА 3.   ВСЕОБЩНОСТЬ ИТАЛЬЯНСКОГО ФАШИЗМА.. 9

3.1. Объективные и субъективные цели фашисткой идеологии   9

3.2. Главные принципы идеологии фашизма. 10

ГЛАВА 4.  НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ КАК ИДЕОЛОГИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА.. 16

4.1. Понятие национал-социализма. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 26

 

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа прошла апробацию на научной конференции. Содержит в себе 4 главы со множеством разделов.

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, полный) – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общества. [1]

В. А.  Мельник дает тоталитаризму два определения:

1) тоталитаризм –  одна из форм авторитарного государства, характерными чертами которого являются его полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества, запрещение демократических организаций, ликвидация конституциональных прав и свобод, репрессии против прогрессивных сил, милитаризация общественной жизни. Термин «тоталитаризм» стал применяться с середины 1920-х гг. для обозначения политического режима, тяготеющего к установлению абсолютного, всеобъемлющего контроля над всеми сторонами общественной жизни общества. Первоначально его употребляли в положительном значении идеологии фашистского движения в Италии. Тоталитарной они называли политику, целью которой является обеспечение единства личности, партии и государства во имя достижения высшей, национальной идеи. В лексиконе антифашистов термин «тоталитарный режим» тотчас же приобрел негативный смысл, став синонимом понятий «антидемократический», «репрессивный». В этом смысле данный термин употребляется и в настоящее время; [2, с. 356]

2) тоталитаризм – направление политической мысли, обосновывающее необходимость установления тоталитарного режима, оправдывающее этатизм, авторитаризм. [2, с. 356]

Именно тоталитарные идеологии неоднократно в истории находили массовый отклик «в сердцах» широких слоев населения. С одной стороны, сказывались некоторые малосимпатичные свойства общественной психологии, с другой стороны, использовались сверхмощные и изощренные техники обработки массового сознания.

Именно привлекательные стороны тоталитаризма оказываются наиболее опасными. Для того, чтобы иметь возможность предупреждать тоталитарные эпидемии, подобные тем, что были в XX веке, необходимо хорошо разбираться как в социально- психологической природе этих эпидемий, так и в техниках их распространения. Любая пропаганда, обращается к позитивным ценностям (семья, здоровье, защита и так далее). Что касается тоталитарной пропаганды, то она характеризуется такими запредельными значениями нагнетания идеологического давления и такими сочетаниями положительных ценностей в пропагандистских конструкциях, которые способствуют процессам, отравляющих и разрушающих общественное сознание. До сих пор так и не удалось установить точную природу этих процессов.

Опасность тоталитарных идеологий состоит в том, что их влиянию подвластны не только широкие массы населения, но и интеллигенция, с которой, как правило, берут пример выше упомянутые широкие массы. 

В ХХ веке значительно расширился горизонт знаний людей. Доказательство тому – достижения научно-технического прогресса, созданные в этот период.

Тоталитарные идеологии провозглашают разрыв с традициями прошлого, объявляя их предрассудками, обещают построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, но вместо обещанного результата они получили террор и репрессии. Тоталитаризм втянул мир в череду кровопролитных войн.

Идеологии тоталитарного типа постепенно утратили популярность, однако продолжают существовать и на современном этапе. Важнейшими вехами крушения тоталитарных идеологий были 1945 год, когда потерпел крах фашизм, и 1989-1991 года, когда, после смерти Сталина, влияние тоталитарных идеологий в Восточной Европе начинает угасать. На первый взгляд можно сказать, что тоталитаризм остался в прошлом, в ХХ веке, но это вовсе не так. Тоталитаризм никуда не исчез, он продолжает существовать, только в более завуалированных формах. Как раз для того, чтобы его выявить на современном этапе, мы в данной курсовой работе и рассмотрим классические («чистые») тоталитарные идеологии, выявим черты, которыми обладают практически все подобные идеологии. 

Возникает вопрос: как в наше время, в условиях открытого информационного пространства, возможно формирование идеологий тоталитарного типа?

Напротив, это пространство является питательной средой тоталитаризма. Оно программирует сознание личности.

Информационный тоталитаризм не пренебрегает и традиционным средством социального контроля – физическим насилием, а больше его угрозой. Он базируется на мощном аппарате государственного принуждения, хотя и, старается держать его в тени. Огромный репрессивный аппарат превращает демократию в полицейское государство» Он гарантирует стабильность существующего строя и побуждает оппозицию соглашаться на принятие правил заведомо проигрышной для нее политической игры, не допуская к электронным средствам массовой информации, исключая при этом наиболее опасные для правящего класса формы политического протеста.

Целью данной курсовой работы является изучение идеологий в условиях тоталитарного режима.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие и признаки тоталитарных идеологий,
  • определить предпосылки установления данных идеологий в государстве,
  • рассмотреть, как осуществлялось управление государствами, в которых были установлены данные идеологии,
  • выявить основные цели изучаемых идеологий.

В первой главе нами детально рассмотрено идеологическое составляющее тоталитарного режима, даны определения этим составляющим.

Вторая глава определяет, какие же идеологии могут стать тоталитарными. В этой главе нами выделены их основные черты, а также определено, каким образом происходит «превращение» идеологии в идеологию тоталитарного типа.

В третьей главе мы подробно изучили национал-социализм в Германии: дано определение данной идеологии, выделены и рассмотрены черты, присущие именно ей.

Четвертая глава данной курсовой работы отведена под изучение фашизма в Италии: рассматривается определение идеологии, уделяется внимание предпосылкам ее установления в государстве, изучаются индивидуальные особенности итальянского фашизма.

Объектом курсовой работы являются идеологии в условиях тоталитарного режима.

Предметом данной работы являются идеологии тоталитарного типа.

Эмпирическую базу курсовой работы составляют работы идеологов: научные исследования, диссертации и авторефераты, научные статьи, монографии.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем курсовой работы – 25 страниц.

 

ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА

1.1 Идеократия как сущностная характеристика идеализма

Идеократия   – важная составляющая государств, в которых установлен тоталитарный режим. Данное понятие является идеологической составляющей тоталитаризма. Термин «идеократия» подразумевает под собой господство той или иной идеологии в государстве.

В. А. Мельник в своем терминологическом словаре данному феномену дает следующее определение:

Идеократия – (от греч. Idea – понятие, мысль и греч. kratos – власть) – государство, в котором определенная совокупность идей занимает монопольное или, точнее, самодовлеющее положение и, фактически деидеологизируясь, превращается из претендующих на выражение интересов социального субъекта идей в своего рода веру, а главное – в основной источник права и конституции. Понятие «идеократия» вполне применимо к бывшему СССР, где идея строительства коммунизма превратилась в не подлежащий сомнению абсолют и служила в качестве достаточного основания для государственности, конституции и политики. Идеократические черты вполне отчетливо проявлялись и в строении фашистского «Третьего рейха» в Германии с его идеей расового превосходства немецкой нации и принципов фюрерства. Идеократия вообще характерна для обществ, подвергающихся форсированному преобразованию в соответствии с тем или иным проектом. Формой идеократии является теократическое государство. На практике попытки подчинить деятельность государства реализации какой-либо самодовлеющей идеи ведет к тоталитаризму [2, с. 246].

 

1.2 Перверсивность как сущностная характеристика тоталитарного режима

Идеология, навязываемая тоталитарными режимами обществу, не просто входит в противоречие с теми или иными положениями идеологий-конкурентов. Она противоречит базисным представлениям о человечности. Принятие этой идеологии означает отказ от всех привычных норм поведения и мышления. Тоталитаризм стремится к формированию «нового человека», радикально порвавшего с традиционными моральными ценностями. Как сформулировал граф фон Вартенбург, выступая перед нацистским «Народным судом» по обвинению в участии в заговоре против фюрера: «Важно здесь… тоталитарное притязание государства к гражданину, исключающее его религиозные и нравственные обязательства перед Богом» [3, с. 207].

 

ГЛАВА 2. ИДЕОЛОГИИ ТОТАЛИТАРНОГО ТИПА

2.1. Основные черты идеологий тоталитарного типа

В качестве основных черт идеологий тоталитарного типа следует выделить следующие: 

  • телеологизм (великая цель);
  • холизм (всеохватывающий характер); 
  • милитаризм;
  • культ вождя
  • наличие врага;
  • манихейское сознание (деление мира на «черное» и «белое». У человека с подобным сознанием не бывает середин. 

Идеология в условиях тоталитарного режима является тотальной. По мнению Карла Манхейма, тотальная идеология представляет собой существование мира только в соответствии с субъектом и процесс, осуществляемый сознанием этого субъекта, является конститутивным для образа мира [9].

 

2.2. Идеологии, склонные к переходу к идеологиям тоталитарного типа

Потенциально любая идеология может стать идеологией тоталитарного типа, однако если обращаться к истории, то более склонны к подобному «превращению» национализм и коммунизм, а в наше время еще и религиозный фундаментализм. Кстати, что касается коммунизма, то на современном этапе он оказался в обороне и утратил массовую популярность, поэтому трансформироваться в идеологию тоталитарного типа ему будет крайне проблематично.