Курсовая работа

Налоговая система: особенности и направления совершенствования в Республике Беларусь

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Макроэкономика

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БГЭУ, ФБД

Стоимость работы:

160 руб.

Оценка: 8
Объем страниц: 30
Год сдачи: 2021
Дата публикации: 02.12.2021

Фрагменты для ознакомления

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 30 c., 1 рис., 6 табл., 22 источника.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, НАЛОГОВЫЕ РИСКИ, НАЛОГИ, СБОРЫ.

Объект исследования – экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования – инструменты налоговой системы в Республике Беларусь.

Цель работы: разработка путей совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь. 

Исследования и разработки: рассмотрены теоретические аспекты налоговой системы, проведен анализ налоговой системы в Республике Беларусь, предложены пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.                                           

ESSAY

 

Course work: 30 pages, 1 figure, 6 tables, 22 sources.

TAX SYSTEM, TAX POLICY, TAX LEGISLATION, TAX CONTROL, TAX ADMINISTRATION, TAX BODIES, TAX BURDEN, TAX RISKS, TAXES, FEES.

The object of research is the economy of the Republic of Belarus.

The subject of the research is the instruments of the tax system in the Republic of Belarus.

Purpose of work: development of ways to improve the tax system in the Republic of Belarus.

Research and development: theoretical aspects of the tax system are considered, an analysis of the tax system in the Republic of Belarus is carried out, ways of improving the tax system in the Republic of Belarus are proposed.

Research methods: descriptions, systematization, classification, analytical method, comparative analysis method, statistical, graphic, method of collecting facts.

The author of the work confirms that the calculation and analytical material given in the course work correctly and objectively reflects the state of the process under study, and all theoretical, methodological provisions and concepts borrowed from literary and other sources are accompanied by references to their authors.


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...5

1 Теоретические аспекты налоговой системы……………………………………..7

1.1 Струткура и принципы построения налоговой системы Республики Беларусь. 7

1.2 Сущность налоговой политики. 8

2 Анализ налоговой системы Республике Беларусь……………………………..17

3 Предложения по совершенствованию налоговой системы в Республике Беларусь..……24

Заключение…………………………….....................................................................27

Список использованных источников……………………………………………...29

 

 

Введение

Актуальность темы исследования связана с тем, что в условиях нестабильности экономики осoбую важность приобретает вопрос поиска и внедрения на практике методов совершенствования системы налогообложения, основанные на знаниях о составляющих элементах налоговой системы, такие как виды налогов, функции, принципы налогообложения, классификация, налоговое законодательство, налоговая политика и др. Необходимость совершенствования системы налогообложения Республики Беларусь заключается в том, что система налогообложения активно влияет на экономическое развитие, конкурентоспособность национальной экономики.

Активизация факторов, дестабилизирующих состояние отечественной экономики, обуславливает необходимость поиска эффективных метoдoв регулирования. Одним из таких методов является налоговая политика, оказывающая влияние «почти на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связанная со многими элементами государственного управления: кредитно-денежной политикой, ценообразованием, структурной реформой экономики, торгово-промышленной политикой и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его». 

Налоговая политика является неотъемлемой составляющей финансовой политики, которая, в свою очередь, «призвана быть важнейшим составным звеном экономической политики государства, обеспечивающим формирование республиканского, региональных и местных бюджетов, содействующим развитию производства, предпринимательства, стимулирующим инвестиционную деятельность».

Налоговая политика является одним из наиболее важных инструментов государства при достижении указанных целей. Её влияние распространяется на большинство социально-экономических сфер государства. Кроме того, налоговая политика тесно связана со множеством элементов государственного управления, например, с денежно-кредитной политикой, торгово-промышленной политикой, ценообразованием и не только. 

Для того, чтобы обеспечить непрерывный процесс постепенного развития национальной экономики, обеспечить решение многих социальных проблем в обществе необходимо применять наиболее эффективные и действенные методы экономического воздействия в государстве.

Налоговая политика является косвенным методом. Это связано с тем, что она обеспечивает предпосылки и условия для создания экономической заинтересованности в деятельности экономических субъектов и не имеет властно-распорядительной основы.

По сравнению с методами прямого регулирования налоговая политика в качестве метода государственного регулирования шире применяется в рыночных системах, так как более гибко воспринимается экономикой.

Налоговая система любой страны непрерывно совершенствуется. В то же время, она влияет на социально-экономические условия развития, приспосабливается к ним. При создании определённой налоговой политики государство стремится достичь при помощи неё той или иной финансовой политики. Поэтому фискальная политика приобретает статус относительно самостоятельного направления. Как правило, её методы и формы определяются национальными интересами, политическим строем, административно-территориальным устройством, а также наличием (отсутствием) и характером взаимодействия различных форм собственности и прочее.

Исследование налоговой политики государству необходимо и является актуальным вопросом, т.к. следует хорошо разбираться в налоговой системе собственной страны.

Цель работы: предложить пути совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:

Объект исследования – экономика Республики Беларусь.

Предмет исследования – инструменты налоговой системы в Республике Беларусь.

Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический, метод сбора фактов.

Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, монографии, периодические издания, практической базой исследования выступили отчеты, статистические данные. 

Проблемы оптимизации системы налогообложения в силу их актуальности нашла широкое отражение в научной литературе. Теоретические основы налогообложения рассмотрены в работах таких ученых, как В.В. Ильяшенко [8], С.Г. Капканщиков [10], Е.М. Найденова [14]. Проблемы налогообложения в Республике Беларусь рассмотрены в работах таких ученых, как Н. А. Мельникова [13], П.Я. Папковская [18] и др. В статье Н.М. Агамирзоевой [1] изучены преимущества и недостатков прямых налогов в общей системе налогообложения. По ее мнению налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Огромная роль отводится прямым налогам. В статье показана актуальность этой темы, которая состоит в том, что происходит снижение в доходах бюджета удельного веса прямых налогов. Этот процесс закономерен, поскольку отражает происходящие в экономике процессы. В статье Ю.Ю. Бращенко [5] рассматривается сущность фискальной налоговой политики государства, цели и принципы ее формирования, методы ее воздействия на экономику страны.

 

1 Теоретические аспекты налоговой системы

1.1 Структура и принципы построения налоговой системы Республики Беларусь

Налоговая система - совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства с целью создания фонда финансовых ресурсов, систему принципов, способов, форм и методов их взимания.

Налоговая система государства формируется согласно его общественно-политическому устройству, конечным целям экономической политики.

Структурными элементами налоговой системы являются:

  • государство в лице своих законодательных и исполнительных (в частности налоговых и иных контролирующих) органов;
  • субъектов налогообложения, т.е. плательщиков;
  • объектов – под ними понимаются конкретные основания возникновения обязанности уплачивать налоги [6, c. 63].

Построение системы налогообложения основывается на следующих принципах:

  • единства и равенства – что означает существование единой и одинаковой для всех плательщиков стратегии налогообложения, вне зависимости от формы собственности, источников получения дохода и иных обстоятельств;
  • стабильности -  гарантирует неизменность правил налогообложения в течение длительного периода;
  • безопасности – не допускает установления налогов способных поставить под угрозу, нормальное функционирование экономической, производственной, налоговой и иных систем общества;
  • пропорциональности - предполагает, что плательщики принимают участие в финансировании госрасходов через уплату налогов соразмерно получаемым доходам. Этот принцип не всегда применяется буквально, процентное соотношение доходов и налогов для малообеспеченных граждан может быть более щадящим по сравнению с более богатыми;
  • определенности – предполагает, что размер, время и способ уплаты налога заранее точно известны плательщику, не допускается нечеткое или произвольное толкование правил налогообложения;
  • удобства – подразумевается, что налог будет взиматься в удобный для плательщика период, например, после получения дохода;
  • экономической эффективности - система налогообложения призвана оказывать стимулирующее воздействие на общее состояние экономической системы, ее стабильность и развитие [13, c. 51].

Перечисленные цели и принципы в полной мере относятся и к организации налоговой системы республики Беларусь.

Кроме того, в настоящий период к налоговой системе Республики Беларусь предъявляются дополнительные требования. А именно:

  • формирование благоприятных условий инвестирования в экономику Республики;
  • стимулирование научно-технического прогресса для повышения конкурентоспособности отечественного производства;
  • поддержки преимущественно отечественного производителя в пределах принятых на себя по международным договорам обязательств;
  • обеспечение социальных гарантий граждан.

Регулятором системы налогообложения выступает налоговое законодательство. В Республике Беларусь оно включает в себя:

  • Налоговый Кодекс (Общую и Особенные части);
  • Указы, Декреты и распоряжения Президента, касающиеся вопросов налогообложения;
  • Постановления Правительства в области налогообложения;
  • иные нормативные правовые акты республиканских и местных органов власти, регулирующие вопросы налогообложения в пределах их компетенции и полномочий [12, c. 41].

В действующей на территории  Беларуси налоговой системе можно выделить общий, особенные и упрощенные режимы налогообложения. Их суть и условия применения в отношении различных категорий плательщиков регулируются налоговым законодательством.

301