Дипломная работа

Особенности личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре (приюте)

Категория:

Дипломная работа

Дисциплина:

Психология

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

Минский институт управления, Правоведения

Стоимость работы:

400 руб.

Оценка: 9
Объем страниц: 92
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 17.11.2022

* Кроме файла с работой, также есть архив с дополнительными файлами.

Описание дополнительных файлов:

РЕФЕРАТ.docx - реферат дипломной работы «Особенности личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре (приюте)»;
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.pptx - презентация по теме «Особенности личности подростков, временно находящихся в социально-педагогическом центре (приюте)».

Фрагменты для ознакомления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ.... 7

1.1 Общие подходы к изучению личности в современной психологии.. 7

1.2 Психофизиологические особенности подросткового возраста..... 11

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ (ПРИЮТЕ)........................................................................................................................ 19

2.1 Определение термина "социальное сиротство"................................ 19

2.2 Психолого-педагогическая характеристика статуса воспитанника детского дома............................................................................................................ 20

2.3 Трудности жизнедеятельности детей-сирот...................................... 27

3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ.. 33

3.1 Методология и методы исследования............................................... 33

3.2 Анализ результатов исследования.................................................... 34

3.3 Статистическая обработка данных................................................... 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.................................. 49

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................... 53

 

РЕФЕРАТ

«Особенности личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре (приюте)»

Объем работы 92 с., в том числе 2 рис., 3 табл., 53 наим. лит., 8 приложений.

Ключевые слова: личность, черты личности, особенности, подростки, социально-педагогический центр, тревожность, акцентуации, характер.

В дипломной работе выявляются и исследуются особенности личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре (приюте).

Актуальность работы заключается в том, что проблеме личности подростков, находящихся в социально-педагогических центрах (приютах) уделяется крайне мало внимания в современной психологической науке. При этом личность является всесторонне изученным феноменом в психологии.

Исследованию личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре (приюте) следует уделить пристальное внимание. Подростки могут находиться в приюте по различным причинам, но, вне всякого сомнения, это временное пребывание не может не оказывать влияние на подростка. А значит, исследование личностных особенностей таких детей крайне важно.

Выводы по результатам исследования:

1) Подросткам, находящимся в социально-педагогическом центре (приюте), свойственен высокий уровень ситуативной тревожности.

2) У подростков, находящихся в социально-педагогическом центре (приюте), чаще всего встречаются следующие типы акцентуаций характера: гипертимность, циклотимность, эмотивность и экзальтированность.

3) Подростки, находящиеся в социально-педагогическом центре (приюте) отличаются: замкнутостью, независимостью, беспечностью, твердостью, подозрительностью, богемностью, радикализмом, самостоятельностью, самоконтролем, внутренней напряженностью.

4) Тревожность, акцентуации характера и черты личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре (приюте), взаимосвязаны.

 

ВВЕДЕНИЕ

Коренные изменения в жизни страны, реформирование белорусского общества в значительной степени обострили социальные проблемы населения. Отчуждение родителей от детей, нарастание процессов деформации семьи, разрушение нравственно-этических норм, социальных связей, ухудшение здоровья детского населения, недостаточное финансирование социальной сферы – всё это привело к снижению уровня защищённости детей и подростков.

Деятельность социально-педагогических центров предполагает оказание социальной и психологической помощи детям и подросткам. Социальная помощь семье и детям в настоящее время – это социальное обслуживание и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказании им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации. Важнейшая задача  системы социального обслуживания детей – обеспечение реализации социальных прав и гарантий, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

Актуальность работы заключается в том, что проблеме личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре уделяется крайне мало внимания в современной психологической науке. При этом личность является всесторонне изученным феноменом в психологии. Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В отечественной психологии можно выделить работы Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, А.Н. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, Р.С. Немова, И.С. Кона. В зарубежной психологии нельзя не учесть вклад таких ученых как: З. Фрейд, А. Адлер, К.Г.Юнг, Э. Эриксон, Э.Фромм, К. Хорни, Г.Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк, К. Роджерс и др. Особенности подросткового возраста исследованы в трудах Л.Ф. Обуховой, Г. Крайга, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной и других ученых. 

Исследованию личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре следует уделить пристальное внимание. Подростки могут находиться в приюте по различным причинам, но, вне всякого сомнения, это временное пребывание не может не оказывать влияние на подростка. А значит, исследование личностных особенностей таких детей крайне важно.

Объект исследования: дети подросткового возраста, находящиеся в приюте.

Предмет исследования: психологические характеристики личности подростков. 

Цель дипломной работы: исследование особенностей личности подростков, находящихся в социально-педагогическом центре (приюте).

Объект, предмет и цель исследования определяют его задачи:

Теоретические: 

- изучить исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме личности в современной психологии;

- определить психофизиологические особенности подросткового возраста;

- рассмотреть основные трудности жизнедеятельности детей-сирот. 

Эмпирические:

- определить диагностический инструментарий для изучения особенностей личности подростков;

- создать группу респондентов для проведения исследования;

- провести количественно-качественный анализ и психологическую интерпретацию полученных статистических данных, обобщить результаты проведенного исследования.

Методические: 

- отбор и создание комплекса методик, адекватных целям и задачам эмпирического исследования. 

Гипотеза: подростки, временно находящиеся в социально-педагогическом центре, имеют отличительные личностные особенности. При этом тревожность, акцентуации характера и черты личности подростков, временно находящихся в социально-педагогическом центре, взаимосвязаны.

Практическая значимость исследования заключается в подборе соответствующих методик диагностики личности подростков находящихся в социально-педагогическом центре, выявлении особенностей развития личности и разработке программно-методического обеспечения у детей данного возраста.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ

1.1 Общие подходы к изучению личности в современной психологии

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Понятие личность относится к определенным свойствам, принадлежащим индивиду, причем имеется в виду и индивидуальность. Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не тождественны по содержанию. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников [49, c.53].

По мнению А.Н. Леонтьева, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемых ходом их развития. Личность по Леонтьеву – высшее единство человека, изменчивое и вместе с тем сохраняющее свое постоянство, психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе [23, c.135].

Б.Д. Парыгин считает, что личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое [35, c,87].

По определению Б.Г. Ананьева,  личность - субъект общественного поведения и коммуникации. Личность не может быть сведена только к совокупности выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром [4, c.182].

 

Особенности личности подростков, временно находящихся в социально-педагогическом центре (приюте)
Слайд 1

 

Актуальность дипломной работы
Слайд 2

 

Цель дипломной работы
Слайд 3

 

Задачи исследования
Слайд 4