Дипломная работа

Педагог детской школы искусств, как системообразующая единица в культурно-образовательном пространстве учащегося

Категория:

Дипломная работа

Дисциплина:

Педагогика

Город:

Беларусь, Гродно

Учебное заведение:

ГрГУ, Социологии

Стоимость работы:

60 руб.

Оценка: 9
Объем страниц: 70
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 19.04.2022

Фрагменты для ознакомления

Педагог детской школы искусств, как системообразующая единица в культурно-образовательном пространстве учащегося

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................... 7

1.1 Образовательное пространство: методологические и методические особенности исследования................................................................... 7

1.2 Роль и сущность детских школ искусств в современном образовании............................................................................................................ 11

1.3 Педагогические условия самореализации учащихся в детской школе искусств.............................................................................................. 18

ГЛАВА 2. УЧИТЕЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ .................................................. 23

2.1 Социальный стереотип: образ современного учителя............... 23

2.2 Личность педагога в культурно-образовательном пространстве учащихся............................................................................................ 26

ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ».......................................... 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......... 57

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................... 61

 

РЕФЕРАТ

Дипломная работа 70 страницы; 3 главы; 54 источника информации.

ДШИ, КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, СИСТЕМА

Объект исследования – культурно-образовательное пространство.

Предмет исследования – образ учителя ДШИ в культурно-образовательном пространстве.

Цель дипломной работы – определить теоретико-методологические аспекты педагога ДШИ, как системообразующей единицы культурно-образовательного пространства учащихся.

Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих задач:

• изучить методологические и методические особенности исследования образовательного пространства;

• изучить роль и сущность детских школ искусств в современном образовании;

• проанализировать педагогические условия самореализации учащихся в детской школе искусств;

• изучить основные подходы к исследованию образа учителя в социологии;

• рассмотреть личность педагога в культурно-образовательном пространстве учащихся;

• выявить образ современного учителя детской школы искусств, как системообразующей единицы культурно-образовательного пространства учащихся.

Методической базой служат: систематизация  и анализ  результатов  изучения научных  трудов  по философии, методологии науки, педагогике,  социологии, культурологии, теории, истории и методике социально-культурной деятельности, социальной педагогике, психологии в контексте проблем исследования, структурно-функциональный анализ образа учителя ДШИ в  контексте потребностей и требований общества, проблем в культурно-образовательном пространстве.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

 

ВВЕДЕНИЕ

Белорусская система образования находится в условиях социальной трансформации связанной с объективной необходимостью «вписывания» в мировое образовательное пространство. Данный процесс является следствием как системной трансформации всего общественного строя в Республике Беларусь, так и качественными изменениями, происходящими в развитии профессионального образования во всем мире. С другой стороны, эти изменения играют значимую, если не определяющую роль, в глубине и степени качественных преобразований во всем общественном строе. Образование может сделать человека готовым и способным участвовать в модернизации жизни, но может произвести и обратное действие. Процессы трансформации содержания и формы образовательного взаимодействия вызывают необходимость изменений в работе преподавателей, как по ее содержанию, так и по характеру взаимодействия с учащимися. Характер образовательного взаимодействия должен быть трансформирован в соответствии с новыми актуальными задачами образования, материальной инфраструктурой и действительностью функционирования открытого образовательного пространства в информационном обществе. Основное направление трансформации лежит в построении социально эффективного партнерского взаимодействия учащихся и преподавателей. Это определяет актуальность  исследования образа преподавателя детской школы искусств в процессе образовательного взаимодействия. 

Детские школы искусств (далее ДШИ) – социопедагогическая система, сформированная в соответствии с действующим нормативно-правовым полем как учреждение дополнительного образования детей в сфере культуры. Как структурный элемент общей социокультурной системы города, она занимает специфическое место, формируя одновременно подсистемы «культура» и «образование». В основе деятельности ДШИ лежат веками отработанные системой художественного образования  и  социально-культурной сферой принципы, формы и методы передачи новым поколениям культурного наследия,  опыта творческого  восприятия и  создания  новых предметов  и явлений в  различных видах  искусства, организации духовно-нравственного, эстетически-насыщенного досуга, включения в гуманитарную  профессиональную сферу. Как  любой  социальный институт  ДШИ может эффективно действовать и развиваться адекватно социокультурной и социально-экономической ситуации с учетом её динамичной изменчивости, участвовать в реализации образовательных и социокультурных стратегий, способствовать решению социальных задач.

В настоящее время в педагогической науке и отдельных ее отраслях — теории воспитания, дошкольной педагогике, теории высшего образования развернут достаточно широкий спектр исследований по названной проблеме:

- исследования, направленные на выявление и уточнение сущностных характеристик образовательного пространства как социокультурного и педагогического явления (И.В.Абакумова [1], Б.С. Гершунский [18], А.Я. Данилюк [20], Н.Б. Крылова [29], Ю.С. Мануйлов [33], П.П. Пивненко [37], Е.А. Ямбург [53] и др.), обоснование отдельных его подструктур: информационного пространства (И.В. Новиков [36]), воспитательного пространства (H.JI. Селиванова [40], Ю.П. Сокольников [45] и др.);

- педагогические исследования, в которых образовательное пространство рассматривается с позиций субъекта образования (субъективное образовательное пространство) как пространство личностного саморазвития (Е.В. Бондаревская [12], Н.М. Борытко [13], И.Д. Демакова [21], Л.Н. Куликова [31], C.B. Кульневич [32], В.В. Сериков [41], В.И. Слободчиков [44], Б.Д. Эльконин [51] и др.).

Анализ указанных работ, однако, приводит к выводу о том, что представленные в них исследования находятся в предметных границах психологии, социальной психологии, политологии или педагогики. Таким образом, перед автором встала задача изучения педагога как системообразующей единицы в культурно-образовательном пространстве учащихся.

Цель дипломной работы – определить теоретико-методологические аспекты педагога ДШИ, как системообразующей единицы культурно-образовательного пространства учащихся.

Методы исследования: 

1) систематизация и  анализ  результатов изучения  научных  трудов по философии, методологии науки, педагогике,  социологии, культурологии, теории, истории и методике социально-культурной деятельности, социальной педагогике, психологии в контексте проблем исследования;

2) структурно-функциональный анализ образа учителя ДШИ в  контексте потребностей и требований общества, проблем в культурно-образовательном пространстве.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

60