Дипломная работа
Педагог детской школы искусств, как системообразующая единица в культурно-образовательном пространстве учащегося
Категория: | Дипломная работа |
Дисциплина: | Педагогика |
Город: | Беларусь, Гродно |
Учебное заведение: | ГрГУ, Социологии |
Стоимость работы: | 60 руб. |
Оценка: | 9 |
Объем страниц: | 70 |
Год сдачи: | 2022 |
Дата публикации: | 19.04.2022 |
Фрагменты для ознакомления
Педагог детской школы искусств, как системообразующая единица в культурно-образовательном пространстве учащегося
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ........................................... 7
1.1 Образовательное пространство: методологические и методические особенности исследования................................................................... 7
1.2 Роль и сущность детских школ искусств в современном образовании............................................................................................................ 11
1.3 Педагогические условия самореализации учащихся в детской школе искусств.............................................................................................. 18
ГЛАВА 2. УЧИТЕЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ .................................................. 23
2.1 Социальный стереотип: образ современного учителя............... 23
2.2 Личность педагога в культурно-образовательном пространстве учащихся............................................................................................ 26
ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ОБРАЗ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ».......................................... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ......... 57
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................... 61
РЕФЕРАТ
Дипломная работа 70 страницы; 3 главы; 54 источника информации.
ДШИ, КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ОБРАЗОВАНИЕ, СИСТЕМА
Объект исследования – культурно-образовательное пространство.
Предмет исследования – образ учителя ДШИ в культурно-образовательном пространстве.
Цель дипломной работы – определить теоретико-методологические аспекты педагога ДШИ, как системообразующей единицы культурно-образовательного пространства учащихся.
Достижение поставленной цели осуществлялось через постановку и решение следующих задач:
• изучить методологические и методические особенности исследования образовательного пространства;
• изучить роль и сущность детских школ искусств в современном образовании;
• проанализировать педагогические условия самореализации учащихся в детской школе искусств;
• изучить основные подходы к исследованию образа учителя в социологии;
• рассмотреть личность педагога в культурно-образовательном пространстве учащихся;
• выявить образ современного учителя детской школы искусств, как системообразующей единицы культурно-образовательного пространства учащихся.
Методической базой служат: систематизация и анализ результатов изучения научных трудов по философии, методологии науки, педагогике, социологии, культурологии, теории, истории и методике социально-культурной деятельности, социальной педагогике, психологии в контексте проблем исследования, структурно-функциональный анализ образа учителя ДШИ в контексте потребностей и требований общества, проблем в культурно-образовательном пространстве.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
ВВЕДЕНИЕ
Белорусская система образования находится в условиях социальной трансформации связанной с объективной необходимостью «вписывания» в мировое образовательное пространство. Данный процесс является следствием как системной трансформации всего общественного строя в Республике Беларусь, так и качественными изменениями, происходящими в развитии профессионального образования во всем мире. С другой стороны, эти изменения играют значимую, если не определяющую роль, в глубине и степени качественных преобразований во всем общественном строе. Образование может сделать человека готовым и способным участвовать в модернизации жизни, но может произвести и обратное действие. Процессы трансформации содержания и формы образовательного взаимодействия вызывают необходимость изменений в работе преподавателей, как по ее содержанию, так и по характеру взаимодействия с учащимися. Характер образовательного взаимодействия должен быть трансформирован в соответствии с новыми актуальными задачами образования, материальной инфраструктурой и действительностью функционирования открытого образовательного пространства в информационном обществе. Основное направление трансформации лежит в построении социально эффективного партнерского взаимодействия учащихся и преподавателей. Это определяет актуальность исследования образа преподавателя детской школы искусств в процессе образовательного взаимодействия.
Детские школы искусств (далее ДШИ) – социопедагогическая система, сформированная в соответствии с действующим нормативно-правовым полем как учреждение дополнительного образования детей в сфере культуры. Как структурный элемент общей социокультурной системы города, она занимает специфическое место, формируя одновременно подсистемы «культура» и «образование». В основе деятельности ДШИ лежат веками отработанные системой художественного образования и социально-культурной сферой принципы, формы и методы передачи новым поколениям культурного наследия, опыта творческого восприятия и создания новых предметов и явлений в различных видах искусства, организации духовно-нравственного, эстетически-насыщенного досуга, включения в гуманитарную профессиональную сферу. Как любой социальный институт ДШИ может эффективно действовать и развиваться адекватно социокультурной и социально-экономической ситуации с учетом её динамичной изменчивости, участвовать в реализации образовательных и социокультурных стратегий, способствовать решению социальных задач.
В настоящее время в педагогической науке и отдельных ее отраслях — теории воспитания, дошкольной педагогике, теории высшего образования развернут достаточно широкий спектр исследований по названной проблеме:
- исследования, направленные на выявление и уточнение сущностных характеристик образовательного пространства как социокультурного и педагогического явления (И.В.Абакумова [1], Б.С. Гершунский [18], А.Я. Данилюк [20], Н.Б. Крылова [29], Ю.С. Мануйлов [33], П.П. Пивненко [37], Е.А. Ямбург [53] и др.), обоснование отдельных его подструктур: информационного пространства (И.В. Новиков [36]), воспитательного пространства (H.JI. Селиванова [40], Ю.П. Сокольников [45] и др.);
- педагогические исследования, в которых образовательное пространство рассматривается с позиций субъекта образования (субъективное образовательное пространство) как пространство личностного саморазвития (Е.В. Бондаревская [12], Н.М. Борытко [13], И.Д. Демакова [21], Л.Н. Куликова [31], C.B. Кульневич [32], В.В. Сериков [41], В.И. Слободчиков [44], Б.Д. Эльконин [51] и др.).
Анализ указанных работ, однако, приводит к выводу о том, что представленные в них исследования находятся в предметных границах психологии, социальной психологии, политологии или педагогики. Таким образом, перед автором встала задача изучения педагога как системообразующей единицы в культурно-образовательном пространстве учащихся.
Цель дипломной работы – определить теоретико-методологические аспекты педагога ДШИ, как системообразующей единицы культурно-образовательного пространства учащихся.
…
Методы исследования:
1) систематизация и анализ результатов изучения научных трудов по философии, методологии науки, педагогике, социологии, культурологии, теории, истории и методике социально-культурной деятельности, социальной педагогике, психологии в контексте проблем исследования;
2) структурно-функциональный анализ образа учителя ДШИ в контексте потребностей и требований общества, проблем в культурно-образовательном пространстве.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.