Курсовая работа

Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Макроэкономика

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БГЭУ

Стоимость работы:

240 руб.

Оценка: 9
Объем страниц: 31
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 22.06.2022

Фрагменты для ознакомления

Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...4

1. Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация………..5

1.1 Разгосударствление: понятие, сущность, способы…………………………….5

1.2 Приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы………………...7

2. Опыт разгосударствления и приватизации в развитых и постсоциалистических странах…12

2.1 Опыт разгосударствления и приватизации в развитых странах …………….12

2.2 Опыт разгосударствления и приватизации в постсоциалистических странах…17

3. Особенности разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь…..22

3.1 Организация проведения приватизации в Республике Беларусь…………….22

3.2 Основные этапы приватизации в Республике Беларусь………………………22

3.3 Причины торможения и проблемы приватизации…...……………………….26

Заключение………………………………………………………………………….28

Список использованных источников……………………………………………...30

Приложения

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 31 страница, 22 источника, 1 прил.

РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

Объектом исследования является процесс приватизации объектов государственной собственности.

Цель работы – изучить понятия приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности, определить основные проблемы в этой сфере, изучить сущность и состояние данного процесса в Республике Беларусь и за рубежом.

В процессе работы были рассмотрены принципы и способы, основные цели и направления разгосударствления, также экономическая сущность процесса приватизации, основные принципы и методы, выделены этапы данного процесса в нашей стране.

В результате работы определены основные проблемы приватизации.

 

ВВЕДЕНИЕ

Наша Республика находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвящённая приватизации государственной собственности является актуальной.

В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

Деньги от приватизации, полученные государством, позволят развивать и модернизировать отрасли промышленности, которые не подлежат приватизации, а также поддерживать различные социальные программы.

Объектом исследования данной работы является процесс приватизации объектов государственной собственности.

Цель работы – изучить понятия приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности, определить основные проблемы в этой сфере, изучить сущность и состояние данного процесса в Республике Беларусь и за её рубежом.

В процессе изучения были поставлены задачи, рассмотреть следующие вопросы:

1) разгосударствление: понятие, сущность, способы;

2) приватизация: понятие, сущность, функции, цели и способы;

3) приватизация в развитых странах (Франция, Германия, Испания);

4) разгосударствления и приватизации в постсоциалистических странах (Румыния, Венгрия, Польша);

5) основные этапы проведения приватизации в Республике Беларусь;

6) причины торможения и проблемы приватизации в Республике Беларусь.

При написании этой работы использовался материал, взятый из независимых газет, официальных сайтов и публикаций института приватизации и менеджмента, а также из учебных пособий.

Для написания теоретической части очень помогли Законы и Уставы президента, связанные с приватизацией и разгосударствлением, т.к. в них точно изложены все основные понятия. Для описания ситуации в Республике Беларусь использован сайт Министерства экономики РБ, а также ряд периодических изданий.

 

1 Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимы разгосударствление и приватизация.   

 

1.1 Разгосударствление: понятие, сущность, способы

Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Другими словами, разгосударствление экономики – это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Разгосударствление собственности осуществляется путем, как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных. 

Основными принципами разгосударствления являются: добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения

Разгосударствление не означает, что государство перестаёт играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остаётся структурным элементом смешанной экономики.

Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Целями разгосударствления являются:

  • преодоление монополии государства, создание и развитие конкурентных рыночных отношений, формирование многоукладной экономики;
  • устранение существующего в условиях командно-административной системы отчуждения работника от средств и результатов производства, превращение человека реального собственника;
  • преобразование трудовых отношений путём введения разных форм собственности и предоставления возможности выбора сферы применения своего труда вместо безальтернативного государственного найма на работу;
  • демонтаж административного управления и замена его экономическим регулированием.

Разгосударствление включает следующие основные направления:

  • сокращение доли государственного сектора в экономике на основе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через государственный бюджет;
  • коммерциализацию государственных предприятий путем передачи им полной хозяйственной самостоятельности и преобразования их в акционерные общества, все акции которых принадлежат государству;
  • ликвидацию государственной монополии на внешнюю торговлю;
  • переход от централизованного распределения материальных, финансовых и трудовых ресурсов к формированию соответствующих рынков.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства.

Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

11