Курсовая работа

Разгосударствление и приватизация: мировой опыт и проблемы его использования в Республике Беларусь

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Макроэкономика

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БГЭУ, ФМЭО

Стоимость работы:

30 руб.

Оценка: 8
Объем страниц: 27
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 08.11.2022

Фрагменты для ознакомления

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 5

1 Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация. 6

1.1 Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация. 6

1.2 Формы и методы приватизации. 8

2 Мировой опыт разгосударствления и приватизации. 11

2.1 Опыт приватизации Великобритании и США.. 11

2.2 Опыт приватизации Чехии и Польши. 15

3 Особенности приватизации в Республике Беларусь. 18

3.1 Основные этапы приватизации в Республике Беларусь. 18

3.2 Проблемы и перспективы приватизации в Республике Беларусь. 22

Заключение. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 26

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа 27 с, 3 рис., 3 табл., 15 ист.

РЕФОРМИРОВАНИЕ СОБСТВЕННОСТИ, РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ, ПРИВАТИЗАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ, РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ, ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ, ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

Объект исследования – приватизация и разгосударствление как социально-экономические явления.

Предмет исследования – особенности, методы и способы проведения приватизации.

Цель работы: раскрыть сущность приватизации, методы и формы её реализации, особенности проведения приватизации в различных странах.

Методы исследования: обобщение, систематизация, сравнительный анализ, изучение публикаций и статей, анализ, метод индукции и дедукции.

Исследования и разработки: изучен мировой опыт в области приватизации, методы и формы её реализации, изучены перспективные направления проведения приватизации в Республике Беларусь, проанализированы существующие проблемы, препятствующие осуществлению приватизации в Республике Беларусь, а также результаты приватизации в развитых и развивающихся странах. 

Элементы научной новизны: предложены решения существующих проблем приватизации в Республике Беларусь, перспективные направления проведения приватизации в Республике Беларусь. 

Область возможного практического применения: результаты данной работы могут быть применены в ходе изучения курса макроэкономики.

Автор работы подтверждает, что приведённый в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоритические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 


ABSTRACT

Course paper 27 p., 3 pic., 3 tab., 15 sources.

THE REFORM OF OWNERSHIP, DENATIONALIZATION, PRIVATIZATION, ECONOMIC GROWTH, METHODS AND FORMS OF DENATIONALIZATION, STATE PROPERTY, PRIVATE PROPERTY, DEVELOPED COUNTRIES, DEVELOPING COUNTRIES, STAGES OF PRIVATIZATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS, THE PROBLEMS OF PRIVATIZATION IN  THE REBUBLIC OFBELARUS.

The object of research is privatization and denationalization as social and economic phenomena.

The subject of the research is the features, methods and methods of privatization.

The purpose of the work: to reveal the essence of privatization, methods and forms of its implementation, features of privatization in different countries.

Research methods: generalization, systematization, comparative analysis, study of publications and articles, analysis, method of induction and deduction.

Research and development: international experience in the field of privatization, methods and forms of its implementation are studied, promising areas of privatization in the Republic of Belarus are studied, existing problems that hinder the implementation of privatization in the Republic of Belarus are analyzed, as well as the results of privatization in developed and developing countries.

Elements of scientific novelty: proposed solutions to existing problems of privatization in the Republic of Belarus, promising areas of privatization in the Republic of Belarus.

Field of possible practical application: the results of this work can be applied in the course of studying the course of macroeconomics.

The author of the work confirms that the computational and analytical material presented in it correctly and objectively reflects the state of the research process, and all theoretical, methodological and methodological provisions and concepts borrowed from literary and other sources are accompanied by references to their authors.

 

ВВЕДЕНИЕ

Приватизация государственной собственности не теряет актуальности уже долгие годы, так как она является основным звеном экономических реформ, которые обеспечивают переход к рыночной экономике. Приватизация представляет собой систему экономических отношений, возникающих в связи с переходом из государственной в частную форму собственности. При этом приватизация выполняет две функции: во-первых, способствует экономическим реформам, во-вторых, приватизация является инструментом государственного регулирования долговременного характера. Повышение экономической эффективности производства, рост доходов государственного бюджета, демонополизация производства и развитие конкурентной среды выступают не только собственными целями приватизации, но и целями развития экономики в целом.

Работа включает три главы. В первой рассмотрим теоретические основы разгосударствления и приватизации, цели, методы и способы приватизации. Во второй главе проанализируем приватизацию в развитых странах (на примере Великобритании и США) и развивающихся странах (на примере Польши и Чехии). В третьей главе определим результаты, проблемы и приоритетные направления проведения приватизации в Республике Беларусь. 

 

1 Реформирование собственности: разгосударствление и приватизация

1.1 Разгосударствление: сущность, цели и основные направления 

Одной из самых важных проблем в любой стране мира является преобразование отношений и структуры собственности. В одних странах эти преобразования имеют постоянный системный характер, а в других – проводятся только в ходе различных экономических или политических реформ. 

В сложный период перехода к рыночной экономике особо важную роль играет государство. Во-первых, оно выступает в качестве регулятора экономических отношений: формирует правила игры в экономике, которые все остальные участники просто обязаны принять.

Во-вторых, государство есть основной организатор контроля, который следит за соблюдением фиксированных правил на рынке. Помимо этого, государство – это хозяйственный субъект: может выступать в качестве предпринимателя как равноправный партнёр и крупный собственник. И здесь возникает исключительно важная проблема соотношения государственной к частной собственности, их взаимодействие и преобразование из одной формы в другую. 

«В общем виде приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизацией считают полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности факторы, средства производства, имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам» [1, стр. 292].

В результате проведения приватизации государство частично или полностью утрачивает права на владение, пользование и распоряжение государственной собственностью, а государственные органы в свою очередь утрачивают права непосредственного управления ею.

В теории различают разгосударствление экономики и разгосударствление собственности. Считается, что разгосударствление экономики проводится в двух направлениях: как путём расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов, обходя изменения отношений собственности (например, аренда), так и путём разгосударствления собственности.

«Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике» [2, стр. 221]. Оно проводится как с помощью создания новых предприятий, которые основаны на частной форме собственности, так и с помощью реформирования государственных предприятий.

В ходе приватизации разгосударствление осуществляется путём преобразования в открытое акционерное общество (ОАО) государственного предприятия.

Нужно отметить, что для стран, которые только начинают формировать экономику рыночного типа, приватизация - это одно из важнейших способов разрушения старых государственных структур и создания системы рынков. 

В условиях рыночной экономики частные предприятия показывают большую конкурентоспособность, большую производительность, быструю реакцию на рыночные изменения в отличие от государственных предприятий. 

Основными причинами для проведения приватизации являются, во-первых, трудности государства, которые возникли при неблагоприятной ситуации – кризисе, во-вторых, противоречия между разными слоями общества. Для того, чтобы обеспечить более широкие возможности для частной инициативы, необходимо сужение и ограничение сферы деятельности государства. 

«Таким образом, приватизация, как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач:

  • повысить эффективность использования активов;
  • усовершенствовать систему управления, сделав её корпоративной;
  • расширить доступ предприятия к капиталам;
  • обеспечить конкурентоспособность предприятий за счёт внедрения новых технологий и передового опыта;
  • сформировать новых владельцев, которые станут более эффективными собственниками;
  • увеличить поступления средств в казну за счёт более эффективной работы предприятий;
  • обеспечить более справедливое распределение прибылей;
  • деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

В каждой стране на разных этапах развития приоритетность этих задач не одинакова, различается и отношение к темпам приватизации.

Кроме того, в странах с устойчивой развитой рыночной экономикой, т.е. там, где приватизация носит системный характер, она может проходить медленно и быть выборочной и строго индивидуальной для каждого предприятия, а в странах с переходной экономикой приватизация может проходить быстро и принимать массовый характер.

Следует иметь также в виду, что страны с переходной экономикой с помощью приватизации стремятся провести институциональные реформы, то есть рассматривают приватизацию как средство для создания основных рыночных институтов, таких, как:

  • рынки капитала;
  • рыночная и демократическая правовая система;
  • развитие новых сфер предпринимательства.

Однако в разных странах главным движущим стимулом к приватизации могут служить разные факторы, в том числе и разные требования по темпам её осуществления» [3, стр. 237-238].

При проведении приватизации необходимо избегать ошибок, которые в последствии могут привести к неверному управлению предприятием, коррупции, излишней политической и экономической власти инвесторов или местной элиты, что может привести к несправедливому перераспределению собственности. Всё это заставляет применять различные способы и методы приватизации в каждой конкретной ситуации.

 

1.2 Формы и методы приватизации

Мировая практика констатирует следующие наиболее распространённые способы разгосударствления. «Прежде всего либерализация рынков. В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растёт число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес (через налоговые льготы), снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Всё это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности» [3, стр. 458].

42