Курсовая работа

Разработка инвестиционного бизнес-плана на предприятии ОАО "БелАЗ"

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Инвестиционное проектирование

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БНТУ, МСФ

Стоимость работы:

30 руб.

Оценка: 9
Объем страниц: 63
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 02.10.2022

Фрагменты для ознакомления

Содержание

 

Введение. 11

1 Резюме. 12

2 Характеристика организации и стратегия её развития. 15

2.1 История создания. 15

2.2 Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности. 15

2.3 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности. 18

2.4 Стратегия развития предприятия. 21

3 Анализ рынков сбыта и описание продукции. 23

3.1 Характеристика новой продукции. 23

3.2 Характеристика рынка и основных конкурентов. 23

3.3 Анализ рынков сбыта. 25

3.4 Интегральная оценка конкурентоспособности продукции. 27

3.5 Стратегия маркетинга. 28

4 Производственный план. 31

4.1 Программа производства и реализации. 31

4.2 Материально-техническое обеспечение. 33

4.3 Затраты на производство. 37

5 Инвестиционный план. Источники финансирования. 46

6 Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности. 55

7 Показатели эффективности проекта. 65

Заключение. 68

 

Введение

Каждое предприятие должно составить инвестиционную стратегию и доказать её эффективность и привлекательность для потенциальных инвесторов. Следовательно, главной целью данной курсовой работы является определение плана действий предприятия по привлечению инвестиций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить, сущность понятия инвестиций, как экономического явления;
  • рассмотреть правовое обеспечение инвестиционной деятельности в Республике Беларусь;
  • на основе полученной информации составить инвестиционную стратегию предприятия;
  • определить роль бизнес-планирования в деятельности субъекта хозяйствования;
  • разработать бизнес-план для предприятия;
  • провести структурный анализ бизнес-плана плана;
  • провести оценку эффективности проекта;
  • оценить эффективность инвестиционных вложений.

Источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиции является получаемая от них прибыль. Эти два процесса – вложение капитала получение прибыли – могут происходить в различной временной последовательности. При последовательном протекании этих процессов прибыль получается сразу же после завершения инвестиций в полном объёме. При параллельном их протекании получение прибыли возможно ещё до полного завершения процесса инвестирования. При интервальном протекании этих процессов между периодом завершения инвестиций и получением прибыли проходит определённое время, которое зависит от особенностей инвестиционного проекта.

Экономическая конъюнктура определяется факторами инвестиционного спроса: наличием финансовых ресурсов у потенциальных инвесторов, издержками на приобретение, эксплуатацию и обслуживание основных фондов, ожиданиями инвестора, в том числе прибыли, технологическими изменениями в отраслях национального хозяйства и т.д. На все эти факторы оказывает влияние инфляция, оцениваемая уровнем и динамикой цен на средства производства, предметы труда и рабочую силу, а также ценами на конечный результат производства – товар.

Объектом изучения является предприятие ОАО «БелАЗ»

Предметом изучения является финансовый план бизнес-план, как основное выражение инвестиционной стратегии предприятия.

 

1. Резюме

В рамках рассматриваемого инвестиционного бизнес-плана предлагается рассчитать экономическую целесообразность выпуска колёс на базе предприятия ОАО «БелАЗ». 

Республиканское унитарное производственное предприятие «Белорусский автомобильный завод» - единственное предприятие в СНГ, специализирующееся на выпуске большегрузных карьерных самосвалов грузоподъёмностью от 30 до 450 тонн, предназначенных для работы в карьерах горнодобывающей и дорожно-строительной промышленности.

В рамках инвестиционного бизнес-плана предлагается освоить производство колёс для продажи и собственного использования с целью снижения себестоимости продукции. 

Был проведён маркетинговый анализ, в результате которого были выявлены основные конкуренты, такие как предприятия Komatsu и Cartepillar, функционирующие за пределами Республики Беларусь. Тем не менее для принятия решения об организации производства нового вида продукции была просчитана ёмкость рынка. Сначала планируется выход на рынок РБ и РФ, а в дальнейшем на рынки стран бывшего СНГ: Украина, Грузия. Так как на сегодняшний день основными рынками реализации существующей продукции являются рынки бывших стран СНГ, то предприятием решено использовать эти рынки для начального этапа продвижения новой продукции. Основные продажи продукции ОАО «БелАЗ» будут приходится на внутренний рынок Республики Беларусь, рынок Российской Федерации, как наиболее ёмкий и перспективный регион. Кроме этого, также важен рынок Украины.

Также был проведён анализ конкурентно-способности продукции по техническим характеристикам по экономическим показателям, в результате которого можно сделать вывод, что колеса будут достаточно конкурентоспособны на рынке. Основным преимуществом продукции является её низкая цена и достаточно небольшие эксплуатационные расходы в сравнении с конкурентами при схожих технических показателях. 

Для освоения производства необходимо приобрести профилегибочный станок, гидравлические и шиномонтажные прессы, стенд контроля герметичности, и машину для сварки диска и обода колеса.

В качестве инвестиционных затрат рассчитана сумма в размере 1500000 руб, источниками финансирования будут заёмные и собственными средства. В качестве заёмных средств подразумевается кредит в банке для закупки оборудования и , в рамках инвестиционного бизнес-плана, она составит 700 000 руб. Согласно кредитному договору, условия кредита будет следующими: кредит планируется брать на срок 5 лет при годовой процентной ставке 23%. Банком и предприятием в рамках договора кредитования установлена дата начала выплаты основного долга – 01.02.2022, периодичность погашения основного долга 4 года.

В качестве метода ценообразования был выбран затратный метод, в результате которого цены на п в 2022 году буду составлять на внутреннем рынке – 15489 руб за шт, на рынках ближнего зарубежья – 17812 руб за шт. Объёмы производства продукции в 2022 году составят 816 штук, выход на проектную мощность планируется в 2025 году и объем производства колёс в этом году составят 1469 штук. 

Для экономической целесообразности были просчитаны основные показатели, такие как чистый дисконтированный доход, который составит 6,5 млн. руб в 2026 году, внутренняя норма доходности по всему проекту составила 17%. Значения данных показателей эффективности говорят о том, что проект является достаточно эффективным. В качестве рисков проекта можно рассматривать следующее: изменение правил вывоза продукции, нестабильная ситуация на валютном рынке может уменьшить прибыль от реализации, увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов.

Основные показатели и положения по бизнес-плану представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Сводные показатели по проекту

Наименование показателей

В целом по проекту

По периодам (годам) реализации проекта

2022

2023

2024

2025

2026

1 Общие инвестиционные затраты:

882731,04

387878,04

12239,0

225047

35384

22218

1.1 капитальные затраты без учета НДС (стоимость проекта)

1 500 000

1 500 000

0,00

0,00

0,00

0,00

1.2 НДС, уплачиваемый при осуществлении капитальных затрат

297 365,04

297 365,04

0,00

0,00

0,00

0,00

1.3 прирост чистого оборотного капитала

7 029 952

2 081 417

122 393

2 250 473

353 840

2 221 830

2 Плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат

1 102 500

284 900

252 700

220 500

188 300

156 100

3 Источники финансирования общих инвестиционных затрат:

1500000

1500000

    
3.1 собственные средства

0

0

0

0

0

0

3.2 заемные и привлеченные средства (с указанием вида)

1500000

1500000

0

0

0

0

3.3 государственное участие (с указанием вида)

0,00

0

0

0

0

0

4 Доля собственных средств в объеме инвестиций, %

-

х

х

х

х

х

5 Год выхода на проектную мощность

2025

6 Выручка от реализации продукции

х

15 879 669

20 921 696

24 445 707

30 138 831

30 741 607

6.1 Выручка от реализации продукции (без учета НДС)

х

13 233 058

17 434 747

20 371 423

25 115 692

25 618 006

7 Среднесписочная численность работников, чел.

х

25

27

29

31

31

8 Количество вновь создаваемых и (или) модернизируемых рабочих мест 

25

2

2

1

-

8.1 в том числе высокопроизводительных      
9 Выручка от реализации продукции (без учета НДС) на одного работника

х

529322

645731

702463

810184

826387

10 Удельный вес экспортных поставок, %

х

82,63%

82,76%

82,83%

82,94%

82,63%

11 Показатели эффективности проекта:      
11.1 простой срок окупаемости проекта

2,34

х

х

х

х

х

11.2 динамический срок окупаемости проекта

3,2

х

х

х

х

х

11.3 простой срок окупаемости государственной поддержки 

х

х

х

х

х

11.4 динамический срок окупаемости государственной поддержки 

х

х

х

х

х

11.5 чистый дисконтированный доход

6 474 139,94

х

х

х

х

х

11.6 внутренняя норма доходности, %

17%

х

х

х

х

х

11.7 индекс рентабельности

6

х

х

х

х

х

11.8 уровень безубыточности, %

х

9,73

7,84

6,92

5,56

5,42

11.9 коэффициент покрытия задолженности

х

7,57

11,91

16,68

26,46

34,36

11.12 рентабельность продаж, %

х

15,94

17,07

17,94

19,84

20,96

11.13 рентабельность продукции, %

х

0,70

20,82

8,93

24,19

16,39

 

2. Характеристика организации и стратегия ее развития

2.1 История создания

Путь ОАО «БЕЛАЗ» начался в 1948 году, когда приступили к возведению первых производственных корпусов «Торфмаша». В 1951 году завод торфяного машиностроения перепрофилирован в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш», а в 1958-м получил новое имя – «Белорусский автомобильный завод». В этом же году из ворот предприятия вышел первый 25-тонный самосвал МАЗ-525.

С 1961 года по настоящее время предприятие выпускает всемирно известную технику «БЕЛАЗ», которая работает в десятках стран мира. И сегодня «БЕЛАЗ» не только бренд карьерной техники, но и марка-символ независимой Беларуси. Качество и надёжность в эксплуатации – неотъемлемые характеристики продукции ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», проверенные временем и самыми разными условиями эксплуатации. [1]

Сегодня это холдинг, который объединяет несколько машиностроительных предприятий, при этом визитной карточкой фирмы остаются карьерные самосвалы повышенной грузоподъёмности (БелАЗ контролирует около трети мирового рынка в этом сегменте). БелАЗ является разработчиком и производителем самого большого в мире карьерного самосвала —грузоподъёмностью 450 тонн.

Будучи участником международного рынка, компания придерживается открытой информационной политики; новости БелАЗа привлекают внимание читателей как в Беларуси, так и за рубежом. Основные производственные мощности сосредоточены в городе Жодино. [2]

 

2.2 Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности

Республиканское унитарное производственное предприятие «Белорусский автомобильный завод» - единственное предприятие в СНГ, специализирующееся на выпуске большегрузных карьерных самосвалов грузоподъёмностью от 30 до 450 тонн, предназначенных для работы в карьерах горнодобывающей и дорожно-строительной промышленности.

На предприятии постоянно ведётся тщательная работа по изучению рынка карьерной техники, новых видов продукции зарубежных фирм-конкурентов: изучение мировых периодических изданий, информации на сайтах Интернета, на специализированных выставках, информации рекламного характера.

Одним из приоритетных направлений развития ОАО «БЕЛАЗ» остаётся увеличение производительности единицы техники путем разработки и освоения новых модификаций самосвалов повышенной грузоподъёмности, а также создания новых моделей самосвалов предельно высокой грузоподъёмности.

Карьерные самосвалы, выпускаемые на ОАО «БелАЗ», по своим показателям занимают второе место среди товаров-аналогов, производимых на заводах-конкурентах, при этом имея цену на порядок ниже.

На сегодняшний день численность работников предприятия уже превышает 11 тысяч человек. На предприятии работает высококвалифицированный персонал, все работники имеют средне-специальное и/или высшее образование, постоянно ведутся программы по повышению квалификации.

Рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия.

Сильные стороны:

  • Поэтапное внедрение системы "Канбан" - система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок». Разработана и впервые в мире реализована компанией «Тойота», что позволило сократить около 30% издержек на себестоимость. В основе организации производства фирмы «Тойота» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения— 1 и 3 месяца). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объемы производства).

46