Дипломная работа
РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ ВИДЫ
Категория: | Дипломная работа |
Дисциплина: | Общая теория государства и права |
Город: | Беларусь, Минск |
Учебное заведение: | БИП - Университет права и социально-информационных технологий, Юридический |
Стоимость работы: | 190 руб. |
Оценка: | 9 |
Объем страниц: | 55 |
Год сдачи: | 2022 |
Дата публикации: | 27.01.2023 |
Фрагменты для ознакомления
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.. 5
1.1. Понятие и отличительные признаки республиканской формы правления. 5
1.2. Становление и развитие республиканских форм правления. 7
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕСПУБЛИКИ.. 15
2.1. Президентская республика. 15
2.2. Парламентская республика. 23
2.3. Смешанная форма правления. 26
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 32
3.1. Место и роль Президента в системе органов власти. 32
3.2. Правовой статус Национального собрания Республики Беларусь и Всебелорусского народного собрания. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 51
Введение
Одним из элементов государственного устройства является форма правления, характеризующая организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. В значительной мере они различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом же случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская форма правления.
Республика (с лат. – «общественное дело») – это форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется выборными органами. В республике глава государства – Президент, он избирается народом. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Наиболее широкое распространение эта форма правления получила в Новое время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с такими революциями, стали США.
В настоящее время более половины всех государств имеют именно республиканскую форму правления. Главным преимуществом республики является то, что при республиканской форме правления единственным источником власти по законодательству является народное большинство. Также к плюсам республиканской формы правления можно отнести выборность государственной власти, учёт интересов меньшинств и разделение властей.
Республика Беларусь также имеет республиканскую форму правления. Согласно ст. 1 Конституции, Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.
От того, как организована и как реализуется государственная власть, главным образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране – эти вопросы являются актуальными по сей день.
Объект исследования – республика как форма правления.
Предмет исследования – основные характеристики и проблемы реализации республики как формы правления.
Целью работы является системное и комплексное исследование основных характеристик республики как формы правления.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
– определить общую характеристику республиканской формы правления;
– рассмотреть особенности отдельных видов республики;
– исследовать особенности формы правления в Республике Беларусь;
– охарактеризовать место и роль Президента в системе органов власти;
– раскрыть правовой статус Национального собрания Республики Беларусь и Всебелорусского народного собрания.
В качестве методов исследования применялись логический, формально-юридический, системный и сравнительно-правовой методы научного познания.
Теоретическую основу дипломной работы составляют труды белорусских учёных-юристов, в том числе: Г.А. Василевича, М.А. Козака, К.Н. Кунцевича, Т.С. Масловской, С.Г. Паречина, В.Г. Тихини, В.И. Реута.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объём дипломной работы составляет 55 страниц, 54 использованных источников.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и отличительные признаки республиканской формы правления
Республика (от латинского Res publika – публичное, общенародное дело) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти.
Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа) [13, с. 84].
Республиканская форма правления – эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является Президент, он выбирается народом.
Можно выделить следующие основные признаки республики:
– существование единоличного или коллегиального главы государства;
– выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
– осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
– юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
– обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
– преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
– имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:
1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.
На сегодняшний день существуют 3 основные формы республик:
- Президентская республика;
- Парламентская республика;
- Смешанная или полупрезидентская форма республики.
Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит Президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства. Коста-Рика, Уругвай, Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Франция, США, Бразилия.
Парламентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (Президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства. Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Индия, Эстония [12, с. 59].
Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.
Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля. Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед Президентом и ограниченную – перед парламентом.
Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Хорватия, Черногория, Россия, Киргизия [25, с. 52].
Некоторые исследователи (В.Е. Чиркин, О.Г. Александров) выделяют такую форму правления, как суперпрезидентская республика. Формально такая республика может быть президентской или смешанной, фактически глава государства концентрирует в своих руках как исполнительную, так и законодательную власть.
…
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕСПУБЛИКИ
2.1 Президентская республика
Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль достаётся Президенту, имеющему достаточно широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности: выборы Президента и парламента происходят независимо друг от друга; именно глава государства выбирает состав правительства, состоящее из министров, которые не подконтрольны парламенту; законодательная и исполнительная власти четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга.
Основным признаком президентской республики является единоначалие – главой правительства является Президент. Он контролирует работу исполнительной ветви власти, набирает кабинет министров и следит за их деятельностью. Но в каждом государстве имеются свои особенности. Например, в Мексике выборы главы государства происходит исходя из желания каждого гражданина, а в Америке данная процедура передается так называемым выборщикам.
Второй немаловажный признак – способ формирования правительства является внепарламентским. То есть именно президент назначает тех людей, которые будут следить за исполнением его указов, и они же будут отчитываться напрямую перед своим руководителем, а именно перед главой государства.
Третий признак – это четкое разделение ветвей власти. Президент не может своим указом освобождать от должностей сотрудников парламента, а они не вправе никак влиять на кабинет министров.
Практически во всех государствах важнейшую роль в жизни общества играет исполнительная власть. В президентской республике с ней связаны определенные особенности в связи с полным подчинением главе государства. Именно Президент по своему усмотрению формирует кабинет министров.
Вносить изменения в эту государственную структуру также можно без необходимости согласования своих действий с гражданами страны. Однако в некоторых государствах имеются дополнительные изменения в законодательстве. Благодаря им представители парламента получают возможность влиять на работу министров и президента.
Классической прؚезиденؚтской рؚеспубликой являются Соединؚенؚнؚые Штаты Амерؚики. В конؚституции США утверؚждается следующее: «Соединؚенؚнؚые Штаты гарؚанؚтирؚуют каждому штату в нؚастоящем Союзе рؚеспубликанؚскую форؚму прؚавленؚия». Рؚеспубликанؚская форؚма прؚавленؚия в США рؚеализовалась в виде прؚезиденؚтской рؚеспублики: прؚезиденؚт рؚеспублики – глава государؚства и прؚавительства; прؚавительство нؚе нؚесет ответственؚнؚости перؚед Конؚгрؚессом; прؚезиденؚт нؚе обладает прؚавом рؚоспуска палат Конؚгрؚесса [42, с. 47].
За оснؚову пострؚоенؚия системы государؚственؚнؚой власти был взят прؚинؚцип рؚазделенؚия властей, которؚый в амерؚиканؚских условиях трؚанؚсфорؚмирؚовался в так нؚазываемую систему сдерؚжек и прؚотивовесов.
В Конؚституции было прؚоведенؚо орؚганؚизационؚнؚое рؚазделенؚие между трؚемя ветвями власти – конؚгрؚессом, прؚезиденؚтом и верؚховнؚым судом, каждому из которؚых была прؚедоставленؚа возможнؚость действовать самостоятельнؚо в конؚституционؚнؚых рؚамках. Устанؚовленؚнؚые отнؚошенؚия между нؚазванؚнؚыми орؚганؚами имеют целью прؚедотврؚатить усиленؚие однؚого из нؚих за счет дрؚугого и воспрؚепятствовать однؚой из частей этой системы действовать в нؚапрؚавленؚии, прؚотивнؚом нؚапрؚавленؚиям дрؚугих орؚганؚов.
Фактические отнؚошенؚия между трؚемя оснؚовнؚыми орؚганؚами власти – конؚгрؚессом, прؚезиденؚтом (онؚ именؚуется нؚе прؚезиденؚтом рؚеспублики, а прؚезиденؚтом США) и верؚховнؚым судом постоянؚнؚо изменؚяются, нؚо сам прؚинؚцип рؚазделенؚия властей остается нؚезыблемым [14, с. 85].
…