Дипломная работа

РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЁ ВИДЫ

Категория:

Дипломная работа

Дисциплина:

Общая теория государства и права

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БИП - Университет права и социально-информационных технологий, Юридический

Стоимость работы:

190 руб.

Оценка: 9
Объем страниц: 55
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 27.01.2023

Фрагменты для ознакомления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.. 5

1.1. Понятие и отличительные признаки республиканской формы правления. 5

1.2. Становление и развитие республиканских форм правления. 7

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕСПУБЛИКИ.. 15

2.1. Президентская республика. 15

2.2. Парламентская республика. 23

2.3. Смешанная форма правления. 26

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ  32

3.1. Место и роль Президента в системе органов власти. 32

3.2. Правовой статус Национального собрания Республики Беларусь и Всебелорусского народного собрания. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 51

 

Введение

Одним из элементов государственного устройства является форма правления, характеризующая организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. В значительной мере они различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному органу. В первом же случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская форма правления. 

Республика (с лат.  «общественное дело») – это форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется выборными органами. В республике глава государства – Президент, он избирается народом. Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием. 

Наиболее широкое распространение эта форма правления получила в Новое время, после победы буржуазных революций. Первой республикой, связанной с  такими революциями, стали США. 

В настоящее время более половины всех государств имеют именно республиканскую форму правления. Главным преимуществом республики является то, что при республиканской форме правления единственным  источником власти по законодательству является народное большинство. Также к плюсам республиканской формы правления можно отнести выборность государственной власти, учёт интересов меньшинств и разделение властей. 

Республика Беларусь также имеет республиканскую форму правления. Согласно ст. 1 Конституции, Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок.

От того, как организована и как реализуется государственная власть, главным образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране эти вопросы являются актуальными по сей день. 

Объект исследования – республика как форма правления.                           

Предмет исследования – основные характеристики и проблемы реализации республики как формы правления.

Целью работы является системное и комплексное исследование основных характеристик республики как формы правления.                        

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

– определить общую характеристику республиканской формы правления;

– рассмотреть особенности отдельных видов республики;                    

– исследовать особенности формы правления в Республике Беларусь; 

– охарактеризовать место и роль Президента в системе органов власти;    

– раскрыть правовой статус Национального собрания Республики Беларусь и Всебелорусского народного собрания.

В качестве методов исследования применялись логический,  формально-юридический, системный  и сравнительно-правовой методы научного познания.

Теоретическую основу дипломной работы составляют труды белорусских учёных-юристов, в том числе: Г.А. Василевича, М.А. Козака,  К.Н. Кунцевича,  Т.С. Масловской, С.Г. Паречина, В.Г. Тихини, В.И. Реута.  

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объём дипломной работы составляет 55 страниц, 54 использованных источников.

 

ГЛАВА 1.  ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 

1.1. Понятие и отличительные признаки республиканской формы правления

Республика (от латинского Res publika – публичное, общенародное дело) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. 

Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа) [13, с. 84].

Республиканская форма правления – эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является Президент, он выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

– существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

– выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

– осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

– юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

– обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

– преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

– имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;

4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

На сегодняшний день существуют 3 основные формы республик:

  1. Президентская республика;
  2. Парламентская республика;
  3. Смешанная или полупрезидентская форма республики.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит Президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства. Коста-Рика, Уругвай, Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Франция, США, Бразилия.

Парламентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (Президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства. Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Индия, Эстония [12, с. 59].

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. 

Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля. Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед Президентом и ограниченную – перед парламентом. 

Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Сербия, Хорватия, Черногория, Россия, Киргизия [25, с. 52].

Некоторые исследователи (В.Е. Чиркин, О.Г. Александров) выделяют такую форму правления, как суперпрезидентская республика. Формально такая республика может быть президентской или смешанной, фактически глава государства концентрирует в своих руках как исполнительную, так и законодательную власть.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РЕСПУБЛИКИ

2.1 Президентская республика

Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль достаётся Президенту, имеющему достаточно широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности: выборы Президента и парламента происходят независимо друг от друга; именно глава государства выбирает состав правительства, состоящее из министров, которые не подконтрольны парламенту; законодательная и исполнительная власти четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга.

Основным признаком президентской республики является единоначалие – главой правительства является Президент. Он контролирует работу исполнительной ветви власти, набирает кабинет министров и следит за их деятельностью. Но в каждом государстве имеются свои особенности. Например, в Мексике выборы главы государства происходит исходя из желания каждого гражданина, а в Америке данная процедура передается так называемым выборщикам.

Второй немаловажный признак – способ формирования правительства является внепарламентским. То есть именно президент назначает тех людей, которые будут следить за исполнением его указов, и они же будут отчитываться напрямую перед своим руководителем, а именно перед главой государства.

Третий признак – это четкое разделение ветвей власти. Президент не может своим указом освобождать от должностей сотрудников парламента, а они не вправе никак влиять на кабинет министров.

Практически во всех государствах важнейшую роль в жизни общества играет исполнительная власть. В президентской республике с ней связаны определенные особенности в связи с полным подчинением главе государства. Именно Президент по своему усмотрению формирует кабинет министров.

Вносить изменения в эту государственную структуру также можно без необходимости согласования своих действий с гражданами страны. Однако в некоторых государствах имеются дополнительные изменения в законодательстве. Благодаря им представители парламента получают возможность влиять на работу министров и президента.

Классической прؚезиденؚтской рؚеспубликой являются Соединؚенؚнؚые Штаты Амерؚики. В конؚституции США утверؚждается следующее: «Соединؚенؚнؚые Штаты гарؚанؚтирؚуют каждому штату в нؚастоящем Союзе рؚеспубликанؚскую форؚму прؚавленؚия». Рؚеспубликанؚская форؚма прؚавленؚия в США рؚеализовалась в виде прؚезиденؚтской рؚеспублики: прؚезиденؚт рؚеспублики – глава государؚства и прؚавительства; прؚавительство нؚе нؚесет ответственؚнؚости перؚед Конؚгрؚессом; прؚезиденؚт нؚе обладает прؚавом рؚоспуска палат Конؚгрؚесса [42, с. 47].

За оснؚову пострؚоенؚия системы государؚственؚнؚой власти был взят прؚинؚцип рؚазделенؚия властей, которؚый в амерؚиканؚских условиях трؚанؚсфорؚмирؚовался в так нؚазываемую систему сдерؚжек и прؚотивовесов. 

В Конؚституции было прؚоведенؚо орؚганؚизационؚнؚое рؚазделенؚие между трؚемя ветвями власти – конؚгрؚессом, прؚезиденؚтом и верؚховнؚым судом, каждому из которؚых была прؚедоставленؚа возможнؚость действовать самостоятельнؚо в конؚституционؚнؚых рؚамках. Устанؚовленؚнؚые отнؚошенؚия между нؚазванؚнؚыми орؚганؚами имеют целью прؚедотврؚатить усиленؚие однؚого из нؚих за счет дрؚугого и воспрؚепятствовать однؚой из частей этой системы действовать в нؚапрؚавленؚии, прؚотивнؚом нؚапрؚавленؚиям дрؚугих орؚганؚов. 

Фактические отнؚошенؚия между трؚемя оснؚовнؚыми орؚганؚами власти – конؚгрؚессом, прؚезиденؚтом (онؚ именؚуется нؚе прؚезиденؚтом рؚеспублики, а прؚезиденؚтом США) и верؚховнؚым судом постоянؚнؚо изменؚяются, нؚо сам прؚинؚцип рؚазделенؚия властей остается нؚезыблемым [14, с. 85].

28