Шпаргалка

Шпоры к экзамену "Финансовое право"

Категория:

Шпаргалка

Дисциплина:

Финансовое право

Город:

Беларусь, Могилёв

Учебное заведение:

МГУ имени А.А.Кулешова, ФЭП (Экономики и права)

Стоимость работы:

24 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 129
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 19.12.2022

Фрагменты для ознакомления

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Понятие финансов, их функции и роль. Публичные и частные финансы.

2. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, формы и методы ее осуществления.

3. Правовое положение и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность в Республике Беларусь.

4. Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы  

5. Понятие финансового права, его предмет и метод. Принципы финансового права.

6. Место финансового права в национальной системе права: его особенности и связь с другими отраслями права.

7. Система финансового права Республики Беларусь. Актуальные проблемы формирования системы финансового права.

8. Понятие и система источников финансового права.

9. Наука финансового права: предмет, содержание и методы. Становление и развитие науки финансового права.

10. Понятие, признаки и особенности финансово-правовых норм.

11. Классификация финансово-правовых норм. Структура нормы финансового права.

12. Финансовые правоотношения: понятие и особенности.

13. Классификация и структура финансовых правоотношений.

14. Финансовый  контроль: понятие, задачи и принципы.

15. Правовое регулирование контрольной деятельности в Республике Беларусь.  Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»

16. Принципы контрольной (надзорной) деятельности.

17. Виды финансового контроля. Государственный вневедомственный финансовый контроль.

18. Формы осуществления финансового контроля. Проверка как основная форма финансового контроля. Виды проверок.

19. Порядок организации и проведения проверок. Срок и период проверки.

20. Оформление результатов проверки. Требования к оформлению акта проверки.

21. Решение по акту проверки. Порядок обжалования решений контролирующих органов, требований (предписаний) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих.

22. Мониторинг как форма финансового контроля.

23. Система органов финансового контроля и их полномочия.

24. Независимый финансовый контроль: понятие и виды. Обязательный аудит.

25. Правовые основы аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

26. Понятие и значение бюджета. Функции бюджетов.

27. Понятие и структура бюджетной системы. Республиканский бюджет и местные бюджеты

28. Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения.

29. Бюджетное право в системе права Республики Беларусь. Система и источники бюджетного права.

30. Бюджетные правоотношения и их особенности.

31. Правовой статус внебюджетных фондов. Источники формирования Фонда социальной защиты населения и порядок его использования.

32. Доходы бюджета. Собственные и регулирующие доходы республиканского и местных бюджетов.

33. Понятие доходов бюджетов. Группы доходов бюджета.

34. Доходы государственных целевых бюджетных фондов.

35. Понятие и состав расходов бюджета.  Текущие и капитальные расходы бюджета.

36. Формы расходов бюджета. Бюджетные кредиты.

37. Бюджетная классификация и ее правовое значение. Состав бюджетной классификации.

38. Сбалансированность бюджета. Дефицит бюджета и порядок его утверждения. Профицит бюджета.

39. Источники финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов.

40. Понятие и принципы межбюджетных отношений. Полномочия государственных органов в сфере межбюджетных отношений.

41. Правовой режим межбюджетных трансфертов. Дотация. Субвенция. Иные межбюджетные трансферты. Норматив бюджетной обеспеченности.

42. Понятие и принципы бюджетного процесса.

43. Участники бюджетного процесса и их полномочия.

44. Распорядители и получатели бюджетных средств, их права и обязанности. Бюджетные организации.

45. Стадии бюджетного процесса (общая характеристика).

46. Деятельность государственных органов по составлению проектов  республиканского и местных бюджетов.

47. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и местных бюджетов. Временное управление республиканским бюджетом и местными бюджетами.

48. Исполнение республиканского и местных бюджетов. Казначейская система исполнения бюджета.  Бюджетная роспись. Бюджетная смета.

49. Отчеты об исполнении бюджетов, порядок их составления и утверждения.

50. Основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

51. Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства.

52. Понятие и признаки налогов. Отграничение налога от сбора (пошлины).

53. Понятие и функции налогов.

54. Классификация налогов. Республиканские и местные налоги.

55. Правовая конструкция налога (элементы налогообложения).

56. Плательщики налогов, сборов (пошлин). Налоговое резидентство.

57. Объект налогообложения. Товары. Работы и услуги. Доходы и источники их получения. Дивиденды и проценты.

58. Понятие налоговой системы Республики Беларусь, ее структура и принципы.

59. Налоговое право, его роль и место в системе финансового права.

60. Налоговые правоотношения и их особенности.

61. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях. Взаимозависимые лица.

62. Общая характеристика республиканских налогов и сборов (пошлин).

63. Подоходный налог с физических лиц.

64. Виды местных налогов и сборов, порядок их установления, введения, изменения и прекращения действия.

65. Общая характеристика особых режимов налогообложения.

66. Понятие, функции и принципы государственного кредита как правового института.

67. Долговые обязательства Республики Беларусь.

68. Государственные займы: понятие и виды.

69. Государственные ценные бумаги, их виды и особенности обращения.

70. Понятие и состав государственного долга. Управление государственным долгом.

71. Понятие государственного долга Обслуживание и погашение государственного долга Республики Беларусь.

72. Предоставление государственных кредитов Республикой Беларусь.

73. Понятие и виды денег. Функции денег. Юридические признаки денег.

74. Понятие денежной системы и ее основные элементы.

75. Полномочия Национального банка Республики Беларусь в области наличного денежного обращения

76. Формы осуществления расчетов. Расчеты в безналичной форме. Расчеты наличными денежными средствами.

77. Порядок ведения кассовых операций. (постановление нац банка 117)

78. Правовые основы наличного денежного обращения в Республике Беларусь. Расчеты наличными денежными средствами. (инструкция 117)

79. Правовое регулирование безналичных расчетов. Виды расчетов в безналичной форме. См. вопрос 77

80. Расчеты в виде банковского перевода.

81. Денежный перевод. Аккредитив. Инкассо.

82. .Понятие валютных ценностей и иностранной валюты.

83. Валютные операции и их виды.

84. Валютно-обменные операции.

85. Субъекты валютных правоотношений. Резиденты и нерезиденты.

86. Понятие и содержание валютного регулирования.

87. Обязательная продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.

88. Понятие и задачи валютного контроля. Основные направления валютного контроля.

89. Органы валютного контроля и их компетенция. Координация деятельности органов валютного контроля.

90. Агенты валютного контроля и их функции.

 

1. Понятие финансов, их функции и роль. Публичные и частные финансы

Финансы как экономическая категория представляют собой систему денежных отношений, в силу которых государство становится собственником огромной массы денежных средств, сконцентрированных в бюджетах и внебюджетных фондах.

Финансы обеспечивают:

а) выполнение государством своих функций;

б) расширенное воспроизводство;

в) удовлетворение социально-культурных и бытовых потребностей в стране;

г) нужды обороны страны и международную политику государства;

д) стимулирование развития государства и общества в нужном направлении.

Особенности отличительных черт финансов:

имеют денежный характер (носителем финансовых отношений выступают деньги);

проявляются через формирование денежных фондов (финансовые отношения связаны именно с денежными фондами, их образованием, распределением и использованием);

возникают в процессе распределения и перераспределения созданного общественного продукта (в результате финансовых отношений не создается дополнительный продукт, а перераспределяется между различными субъектами уже созданный).

По своему материальному содержанию финансы – это денежные фонды, мобилизуемые и используемые государством и местными органами для решения стоящих задач.

Роль финансов в социально-экономической жизни государства и общества выражается в их функциях.

1) Воспроизводственная функция обозначает обеспечение сбалансированности, стоимостного выражения материальных и трудовых средств и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства.

Объектом простого воспроизводства является возмещение потребленных сырья и материалов с учетом инфляции из выручки от реализации продукции.

Объектом расширенного воспроизводства является прибыль предприятия, а также направление части прибыли на процесс воспроизводства.

2) Распределительная функция финансов связана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части – национального дохода, т.е. совокупный общественный доход страны подлежит делению на основе существующей законодательно-нормативной базы в целях формирования и использования фондов денежных средств на расширенное производство и общегосударственные цели.

3) Стимулирующая функция проявляется в том, что условия, нормативы и система отчислений в денежные фонды стимулируют эффективное хозяйствование.

4) Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются.

В связи с тем, что финансовые отношения могут складываться на различных уровнях, в структуре финансов выделяют такие элементы как централизованные и децентрализованные финансы.

К централизованным фондам денежных средств (или централизованным финансам) относятся денежные средства, поступающие в собственность государства, а незначительная часть – во временное пользование. Это, прежде всего налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи, которые аккумулируются в бюджетной системе или государственных внебюджетных фондах.

К децентрализованным государственным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций исключительно государственной собственности.

В связи с тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества и государства, они состоят из ряда звеньев, охватывающих своим воздействием всю экономику страны и ее социально-культурную сферу.

Публичные финансы – это система денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств.

Частные финансы – это совокупность денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств.

Государственные финансы: публичные и частные.

Отличие:

  1. динамика развития частных финансов зависит от законов рыночной стоимости, а динамика публичных финансов – от решений, принимаемых органами публичной власти.
  2. при формировании публичных финансов основным методом является метод обязательных платежей, при этом присутствует принуждение.
  3. при формировании частных финансов предполагается свобода действий суб-в, а при распределении – наоборот.

 

2. Финансовая деятельность государства: понятие, принципы, формы и методы ее осуществления

Функции финансов реализуются посредством финансового механизма – совокупности форм и методов воздействия на экономику через формирование, распределение и использование денежных фондов. Функционирование финансового механизма подчинено воле государства и выражается в финансовой политике – совокупности мероприятий, разрабатываемых и проводимых органами государственной власти и государственного управления, направленных на регулирование финансовых отношений.

Содержание финансовой политики достаточно сложно, так как охватывает очень широкий круг мероприятий:

- разработку общей концепции финансовой политики, ее целей, задач, основных мероприятий;

- создание эффективного финансового механизма;

- эффективное использование финансовых рычагов и т.д.

На основе финансовой политики строится финансовая деятельность, т.е. деятельность уполномоченных государством органов и учреждений по мобилизации денежных средств в доход государства и распределению их в соответствии с функциями и задачами государства.

В процессе финансовой деятельности государству необходимо:

- обеспечить образование государственных фондов денежных средств и их целевое использование в соответствии с поставленными целями и задачами;

- обеспечить распределение и перераспределение общественного продукта на основе требований экономических законов;

- осуществить государственный контроль за финансовыми потоками.

Основными элементами финансовой деятельности государства выступают:

- мобилизация средств (формирование денежных фондов);

- распределение и использование средств (фондов) для решения стоящих перед государством задач и выполнения им своих функций.

Каждый элемент финансовой деятельности государства имеет свою цель, задачи и методы.

Мобилизация денежных средств имеет своей целью аккумулирование средств, создание ресурсной базы.

Задачи, которые необходимо решить в процессе мобилизации финансовых ресурсов, заключаются:

- в определении размера средств, которые могут быть мобилизованы;

- учете резерва денег;

- учете налогоплательщиков и их возможностей;

- увеличении объема поступления средств.

Методы, которые используются в процессе мобилизации подразделяются на:

1) обязательные (поступление денег в доход государства от различных субъектов в силу закона в строго установленных размерах и в определенные сроки). Они дают государству свыше 85 % всех централизованных доходов. Ведущее место в обязательном методе принадлежит налогам, сборам и иным обязательным платежам. К ним примыкают государственная и таможенная пошлины. Метод обязательных платежей применяется и при государственном обязательном страховании;

2) добровольные (поступление средств в силу заинтересованности субъекта в их предоставлении (привлечение средств в доход государства путем займов, проведения лотерей, приватизации, государственного кредита и т.д.). Так, при добровольном методе мобилизации определенные юридические и физические лица вносят в собственность или во временное пользование в бюджетную систему или во внебюджетные фонды, имеющиеся денежные средства.

Распределение и использование средств имеет своей целью решение стоящих задач, выполнение государством своих функций, обеспечение социально-экономического развития страны.

Задачами, решаемыми в процессе распределения и использования средств, являются:

- учет объектов и направлений распределения средств;

- учет потребностей и нужд в средствах;

- определение размеров и сроков использования средств;

- учет и отчетность, контроль за использованием средств;

- обеспечение сохранности средств и их рациональное использование;

- стимулирование производства с целью его развития и повышения эффективности.

При этом используются такие методы, как:

1) финансирование (выделение денежных средств определенным субъектам финансовой деятельности для выполнения ими своих функций и задач на условиях безвозмездности, безвозвратности, на строго целевое их расходование и на определенный срок);

2) кредитование (выделение денежных средств определенным субъектам финансовой деятельности для оказания помощи в выполнении ими своих функций и задач на условиях возмездности (платности), возвратности, целевого расходования и на определенный срок).

И финансирование, и кредитование могут осуществляться в различных формах. Так финансирование может выступать в форме субсидий, дотаций, субвенций, кредитование – в виде беспроцентного либо процентного кредита.

В наст время в практике используется специальный метод – это метод выделения межбюджетных трансфертов, представляющих собой средства, передаваемые из бюджета на безвозвратной и безвозмездной основе (дотации, субвенции, субсидии).

Дотация – межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в случае, если собственных доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета.

Субвенция – межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия – бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, на текущие цели на условиях участия в финансировании (софинансировании) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) либо частичного возмещения целевых расходов.

В последнее время достаточно часто стал использоваться дополнительный метод распределения инвестиции (совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых и материальных ресурсов в целях увеличения активов и прибыли (денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения доходов (прибыли)).

 

3. Правовое положение и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность в Республике Беларусь.

Органы, осуществляющие финансовую деятельность в Республике Беларусь, можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К органам общей компетенции относятся:

- Президент Республики Беларусь;

- Национальное собрание;

- Совет Министров Республики Беларусь.

Выделение этой группы органов связано с тем, что финансовая деятельность государства – это не только непосредственное формирование, распределение и использование денежных фондов, но и определение общих принципов, правовых условий этой деятельности, общий контроль за ее осуществлением и т. д.

К функциям органов общей компетенции можно отнести:

- определение и разработку финансовой политики;

- формирование финансового законодательства;

- общий контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой деятельностью.

К органам специальной компетенции в Республике Беларусь относятся:

- Министерство финансов;

- Министерство по налогам и сборам;

- Национальный банк;

- Комитет государственного контроля;

- Государственный таможенный комитет.

Основными функциями данных органов выступают:

- проведение в жизнь финансовой политики;

- контроль за соблюдением финансовых норм и осуществлением финансовых отношений;

- разработка предложений по совершенствованию финансового законодательства.

Центральным органом управления финансами в Республике Беларусь выступает Министерство финансов. Его основными задачами являются:

- проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

- обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

- разработка предложений по обеспечению роста финансовых ресурсов, совершенствованию форм финансовых взаимоотношений организаций и граждан с государством и использованию кредитных ресурсов;

- эффективное проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики;

- участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;

- контроль за соблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство;

- государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями, создание в республике запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;

- формирование и реализация единой государственной политики в области разработки и производства защищенных бумаг и специальных материалов;

- проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор и контроль за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;

- осуществление лицензирования и контроль за соблюдением законодательства об осуществлении лицензируемых видов деятельности, лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получившими в установленном порядке специальные разрешения (лицензии), выдаваемые Министерством финансов;

- государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

- государственное регулирование аудиторской деятельности, контроль за соблюдением законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность;

- государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж.

В соответствии с возложенными на Министерство финансов задачами оно участвует в разработке долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса, обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Министерство отвечает за формирование и проведение государственной политики в таких важнейших сферах, как разработка и производство защищенных бумаг, страховая деятельность, деятельность, связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями, государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности, аудиторская деятельность, лицензирование.

 

4. Финансовая система Республики Беларусь и ее состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.

Финансовая система Республики Беларусь – это совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.

Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные однородные и взаимосвязанные между собой группы, получившие в литературе название "финансовые институты". Взаимозависимость и взаимообусловленность финансовых институтов позволяют объединить их в понятие "финансовая система".

Финансовая система рассматривается в двух аспектах:

1) как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования;

2) как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. В экономической литературе в связи с этим используется понятие "финансовый аппарат". В данном случае органы, осуществляющие финансовую деятельность в государстве, подразделяют на две группы: а) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач; б) органы, для которых финансовая деятельность является основной (например, Министерство финансов Республики Беларусь).

Финансовая система как совокупность финансовых институтов состоит из следующих звеньев:

  • бюджетная система, включающая в себя государственный (республиканский) и местные бюджеты, а также государственные целевые бюджетные фонды;
  • внебюджетные государственные целевые фонды, к числу которых относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, инновационные фонды и ряд других фондов, которые имеют конкретное целевое назначение. Средства данных фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений физических и юридических лиц;
  • финансы предприятий различных форм собственности, являющиеся основой всей финансовой системы в связи с тем, что напрямую связаны с процессом материального производства, создающего национальный доход, который распределяется и перераспределяется за счет финансовой системы;
  • имущественное и личное страхование, направленное на возмещение материального ущерба от различных несчастных случаев и стихийных бедствий физическим и юридическим лицам. Средства данных фондов образуются за счет взносов физических и юридических лиц, а также государственного бюджета;
  • кредит государственный и банковский. Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц самим государством, которое в конкретной ситуации выступает в роли заемщика этих средств. Суть банковского кредита состоит в предоставлении банками временно свободных средств на принципах платности  и возвратности юридическим лицам на социальные и производственные нужды, а также физическим лицам на их различные потребности.

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, не повторяющиеся в других институтах данной системы. Однако каждое звено взаимодействует с другими институтами и может интегрироваться с ними, что является признаком целостности финансовой системы.

Конституция Республики Беларусь (далее - конституция) регламентирует основные положения финансовой системы государства. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на территории государства проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

 На основе Конституции определяется бюджетная система и порядок формирования доходной и расходной частей бюджетов, образуются различные внебюджетные фонды.

Большое значение придается вопросам исполнения бюджетов всех уровней и составления отчетов об их исполнении. Конституция устанавливает основу банковской системы Республики Беларусь, определяя ее как двухуровневую. Важным моментом в деятельности Национального банка Республики Беларусь является его конституционное исключительное право эмиссии денег.

Всем этим проблемам посвящен раздел VII Конституции Республики Беларусь. Однако этим разделом не ограничиваются конституционные основы финансовой деятельности Республики Беларусь.

Многие статьи других разделов Конституции Республики Беларусь являются основополагающими началами той или иной сферы финансовой деятельности. Так,  ч. 3 ст. 7 обязывает своевременно доводить до сведения нормативно-правовые акты государственных органов, в том числе и в отношении налогового законодательства. Статья 56 Конституции Республики Беларусь возлагает на граждан обязанность участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Системный анализ норм Конституции Республики Беларусь дает основания полагать, что и ряд других ее статей прямо или косвенно регулирую общественные отношения, связанные с финансовой деятельностью.

 

5. Понятие финансового права, его предмет и метод. Принципы финансового права.

Финанасовое право – это самостоятельная отрасль права, которая относится к публичному праву и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленная на мобилизацию денежных средств в централизованные фонды государства и их распределение  и использование в соответствии с основными функциями и задачами государства.

28