Шпаргалка

Шпоры к экзамену "Международное публичное право"

Категория:

Шпаргалка

Дисциплина:

Международное публиное право

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

Стоимость работы:

30 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 60
Год сдачи: 2021
Дата публикации: 21.12.2022

Фрагменты для ознакомления

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Понятие и сущность современного международного права. Функции и роль международного права в обеспечении

2. Международное право как особая система права.

3. Нормативная система международного права.

4. Источники международного права.

5. Вспомогательные средства для определения норм международного права. Новые тенденции в процессе нормообразования.

6. Основные принципы современного МП, их закрепление и развитие в итоговых документах ОБСЕ.

7. Соотношение международного и внутригосударственного права. Концепция примата международного права и ее закрепление в законодательстве Республики Беларусь.

8. Имплементация норм международного права. Формы имплементации норм международного права в национальное право.

9. Конституционный и законодательный механизм имплементации норм международного права в правовую систему Республики Беларусь.

10. Понятие международной правосубъектности. Государство как основной субъект международного права.

11. Правосубъектность народов в современном международном праве. Методы и формы реализации их правосубъектности.

12. Специфика правосубъектности международных организаций.

13. Особенности правосубъектности индивидов в современном международном праве.

14. Понятие, виды и формы признания в современном международном праве.

15. Понятие, объекты правопреемства в международном праве. Правопреемство государств в отношении международных договоров.

16. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов.

17. Понятие, виды, субъекты международных договоров. Кодификация права международных договоров.

19. Институт оговорок и поправок к международному договору.

20. Способы модификации международных договоров.

21. Основания, формы и последствия недействительности международных договоров.

22. Действие международных договоров во времени и пространстве, в отношении третьих государств. Делимость международных договоров.

23. Прекращение международных договоров и приостановление их действия.

24. Международный контроль за соблюдением международных договоров: понятие, виды, формы.

25. Понятие гражданства. Способы приобретения и утраты гражданства в международном праве.

26. Безгражданство и двойное гражданство. Правовой статус апатридов и бипатридов.

27. Понятие иностранцев в международном праве. Виды правового режима иностранцев.

28. Право убежища. Правовое положение беженцев.

29. Дипломатические представительства: состав, структура, функции. Порядок назначения и отзыва дипломатических представителей.

30. Понятие и источники права внешних сношений. Классификация органов внешних сношений государства.

31. Привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и дипломатических агентов.

32. Консульские представительства: классы, виды и функции. Порядок назначения и отзыва.

33. Привилегии и иммунитеты консульских представительств и их персонала.

34. Постоянные представительства государств при международных организациях. Представительства международных организаций в государствах.

35. Понятие, виды международных организаций. Порядок членства в международных организациях.

36. Международные неправительственные организации: понятие, связь с ООН.

37. Организационная структура международных организаций. Принципы формирования постоянных органов международных организаций.

38. Внешнее и внутреннее право международных организаций.

39. Компетенция и функции международных организаций.

40. Мирные средства разрешения международных споров: понятие, виды.

41. Международное арбитражное и международное судебное разбирательство.

42. Рассмотрение споров в рамках региональных международных организаций.

43. ООН: история создания, цели и принципы, основные направления деятельности.

44. Система органов ООН. Функции и полномочия ее главных органов, юридическая сила принимаемых ими решений.

45. Понятие, источники и принципы права международной безопасности.

46. Основные инструменты и механизмы раннего обнаружения и мирного урегулирования в рамках ООН кризисов и конфликтов нового поколения.

47. Международно-правовое регулирование вопросов разоружения.

48. Универсальная система коллективной безопасности (в рамках ООН).

49. Региональные системы коллективной безопасности, их отличительные особенности, общая характеристика.

50. Региональные международные организации. Типы и виды.

51. Совет Европы – региональная международная организация.

52. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Цели, характер принимаемых актов.

53. Содружество Независимых Государств (СНГ).

54. Правовые основы устройства Европейского Союза.

55.Понятие, кодификация, принципы и основания международно-правовой ответственности государств. Обстоятельства, исключающие ответственность.

56.Классификация международных правонарушений. "Понятие и общая характеристика международных преступлений.

57. Виды и формы международно-правовой ответственности государств.

58.Особенности ответственности государств за совершение международных преступлений.

59.Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений.

60.Ответственность международных организаций.

61.Международно-правовая ответственность за ущерб, причиненный космическими объектами.

62. Специфика ответственности за ядерный ущерб.

63. Понятие, принципы и источники права прав человека.

64. Общая характеристика региональных механизмов и процедур международной защиты прав и свобод человека.

65. Понятие, структура, принципы и источники международного гуманитарного права.

66. Виды вооруженных конфликтов и правовой статус их участников.

67. Правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

68. Международно-правовая регламентация средств и методов ведения войны.

69. Классификация уголовных преступлений международного характера и основные направления сотрудничества государств в борьбе с ними.

70. Институционный механизм координации сотрудничества г-в в борьбе с преступностью (ООН ,Интерпол)

71. Договорно-правовой механизм сотрудничества г-в в борьбе с преступностью. Соглашения о выдаче и о правовой помощию

72.Международное сотрудничество государств в борьбе с угоном и захватом самолетов.

73. Международное сотрудничество государств в борьбе с незаконным производством и распространением наркотических средств и психотропных веществ.

74.Сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом.

75 Понятие, источники и принципы международного уголовного права.

76 Территория в международном праве. Виды территорий по правовому режиму. Государственная территория: состав и юридическая природа.

77. Государственные границы (понятие, способы установления, порядок разрешения пограничных споров).

78. Международные реки. Понятие и правовой режим.

79. Международно-правовой режим Антарктики.

80 Международно-правовой режим Арктики.

81. Отличия Конвенции по морскому праву 1982 года от Конвенций 1958 года.

82. Понятие и правовой режим внутренних морских вод.

83. Понятие, правовой режим территориального моря по Женевским конвенциям 1958 и 1982 гг.

84. Открытое море (понятие, правовой режим). Права внутриконтинентальных государств

85. Континентальный шельф и его правовой режим по Конвенции 1982 года.

86. Правовой режим исключительной экономической зоны

87. Правовой режим международного района морского дна. Урегулирование споров

88. Правовой режим международных проливов и каналов

89. Механизмы урегулирования споров по Конвенции по морскому праву 1982 года.

90. Понятие, источники и принципы международного космического права.

91. Правовой режим космического пространства и небесных тел. Правовой статус космонавтов и космических объектов.

92. Правовое регулирование непосредственного телевизионного вещания через искусственные спутники.

93. Понятие, источники, принципы международного воздушного права.

94. Правовой режим воздушного пространства над территорией государства. Новые тенденции в правовом режиме

95. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.

96. Борьба с правонарушениями в сфере гражданской авиации.

97. Понятие, источники, принципы международного экономического права. Виды экономических соглашений.

98. Понятие, источники и принципы международного экологического права

 

 

1. Понятие и сущность современного международного права. Функции и роль международного права в обеспечении международного сотрудничества.

МП - это самостоятельная система права, состоящая из принципов и норм, сформированных и поддерживаемых государствами и другими субъектами и другими субъектами международного права с целью регулирования их взаимоотношений в обеспечении международного правопорядка, сотрудничества, мира и безопасности.

Сущность современного международного права выражается в его общедемократичности, универсальности, антидискриминационности. Международное право является общим правом. Оно не имеет национальной окраски, не входит в правовую систему какого-либо государства. Его нормы обязательны для любого государства, независимо от политической или экономической системы либо географической принадлежности. Международное право является общим кодексом поведения государств на международной арене, выражает интересы всего мирового сообщества. 

Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на современное состояние международного права, является глобализация международных отношений - всемирный процесс, объединяющий национальные социально-экономические образования в общую мировую экономическую и общественную систему, где доминирующей тенденцией является взаимозависимость и взаимодействие государств-участников международных отношений.

Особая роль МП нашла отражение в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, в резолюции 55/2 от 8.09.2000 г. «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций».

Функции МП:
- Координирующая - с ее помощью субъекты МП устанавливают стандарты поведения между собой.
- Регулятивная - нормы МП призваны регулировать правоотношения, а не препятствовать им и не осложнять их.
- Обеспечительная - МП содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов МП следовать общепринятым нормам МП.
- Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов МП.

 

2. Международное право как особая система права.

МП действует в рамках международной системы, рассматриваемой в двух аспектах:
а) международная система в широком плане:

- субъекты - все субъекты межд. отношений (государство, их объединения, международные организации, государственно-подобные образования, неправительственные организации, международные конференции, международные суды, ТНК, Ю и ФЛ);

- отношения между субъектами международной системы (политические, экономические, НТ, культурные и т.д.);

- правовые системы, в том числе и национальные в рамках которых осуществляется регулирование отношений между субъектами межд. системы).

МП регулирует только публично-правовые отношения между ограниченным кругом субъектов международной системы (государства, нации, международные организации, государственно-подобные образования).
б) международная система в узком плане:

- государства, НОД, международные организации, государственно-подобные образования - субъекты международное право;

- отношения между субъектами международного права - международные отношения;
- особая правовая система, действующая в отношениях между субъектами международного права –МПП.

МП как особая правовая система - это:

- особый предмет правового регулирования;

- особые объекты;

- особые субъекты;

- особые источники и порядок нормообразования;

- особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. 

Система МП включает:

  • отрасли МП - совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП в одной какой-либо широкой области международного сотрудничества (право международных договоров, право вооруженных конфликтов, право внешних сношений и др.);
  • институты МП- совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус (режим) района, сферы, пространства или иного объекта (институт дипломатических привилегий и иммунитетов, институт запрещения ядерного оружия и др.)

 

3.  Нормативная система международного права.

Нормативная система МП представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

МП имеет сложную структуру, что обусловлено совмещением в нем общеправовых норм-принципов и общеправовых нормативных комплексов (институтов) с одной стороны, и отраслей как однородных комплексных норм в соответствии с предметом регулирования, а также внутриотраслевых институтов – с другой.

В системе МП центральное положение занимают два блока норм. Первый образуют основные принципы. Их задача - определить основные права и обязанности государств, т.е. правовой статус членов международного сообщества и основных субъектов международного права. Тем самым принципы определяют основные черты международного правопорядка. Второй блок образуют общепризнанные принципы и нормы о правах и свободах человека. Они определяют основы народовластия и правовой статус индивида в современном обществе. Принципам и нормам как первого, так и второго блока придана высшая юридическая сила императивных норм. Оба блока образуют ядро международного публичного порядка (odrepublicinternational), под которым понимается комплекс принципов организации сообщества, необходимых для его существования и развития.

МП является одной из подсистем международной нормативной системы наряду с политическими нормами, моралью. Одновременно в нее входят: межд. вежливость, традиции, нормы обыкновения или практики, религиозные нормы, организационные и технические нормы и др. Т.е. в международных отношениях действуют не только правовые, но и иные нормы, которые к тому же весьма многообразны. По обязательной силе нормы в этой системе делятся на два вида: юридически обязательные и юридически необязательные (неправовые). Система международного права – совокупность международно-правовых (юридически обязательных) норм.

Отрасли МП регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием («право международной безопасности», «право международных организаций»). Основные принципы международного права – несущая конструкция отрасли, однако каждая отрасль имеет и свои, отраслевые принципы (например, принцип запрещения национального присвоения космического пространства в космическом праве).

 

4.  Источники международного права.

Источники МП – это установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международно-правовых норм.

Виды источников:

Основные: общие принципы права; м/н договор;  м/н правовой обычай.

Международный договор — это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

М/н обычай - правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленное в международном договоре. Является источником права в тех случаях, когда отношения не урегулированы международным договором.

Классификация международных договоров:

По субъектно-территориальному признаку:

- общие;

- специальные.

По структуре:

- единый акт;

- несколько взаимосвязанных документов.

По кругу участников:

- универсальные;

- региональные;

- двусторонние.

По уровню заключения:

- межгосударственные;

- межправительственные;

- межведомственные.

Производны: Акты м/н конференций и организаций

Решения м/н конференций и организаций могут иметь разноплановый характер и различную юридическую силу:

  • Обязательную силу
  • Рекомендательный характер

Вспомогательные: судебные решения, доктрины.

 

5.  Вспомогательные средства для определения норм международного права. Новые тенденции в процессе нормообразования.

К вспомогательным средствам для определения правовых норм согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН относятся «судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций».

Статут Международного Суда ООН прямо отвергает концепцию судебного прецедента, устанавливая в ст.59, что «решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу». Международные суды как любые правоприменительные органы лишь применяют, а не создают международно-правовые нормы. Их решения не являются частью процесса создания или изменения норм международного права, хотя и оказывают на него влияние. Так, международные суды выявляют обычные нормы международного права, своими решениями могут положить начало формированию обычных норм международного права.

Немаловажным фактором, оказывающим влияние на процесс нормообразования является доктрина международного права, которая способствует уяснению отдельных международно-правовых положений, а также международно-правовых позиций государств. Особое значение имеет коллективное мнение юристов различных стран. Оно находит выражение в документах таких общественных организаций, как Ассоциация международного права, Институт международного права и др. В международных органах, занимающихся подготовкой проектов конвенций, значительное число членов составляют профессоры международного права (например, Комиссия международного права ООН).

В развитии международной нормативной системы проявляется тенденция к росту роли политических, моральных и организационных норм. Это ни в коей мере не означает вытеснения правовых норм, без усиления позиций которых система в целом не может нормально функционировать.

Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например, в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, резолюциях международных совещаний, организаций, конференций, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений. Сегодня удельный вес и значение такого рода норм возрастает, особенно политических норм, принимаемых в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

20