Шпаргалка
Шпоры по философии
Категория: | Шпаргалка |
Дисциплина: | Философия |
Город: | Беларусь, Минск |
Учебное заведение: | БНТУ, ФИТР |
Стоимость работы: | 10 руб. |
Оценка: | 10 |
Объем страниц: | 62 |
Год сдачи: | 2022 |
Дата публикации: | 15.06.2022 |
Фрагменты для ознакомления
Оглавление
1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. 2
2. Мировоззрение, его структура и функции. 4
3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-ого-21-ого веков. 5
4. Философия Древнего Востока. 6
5. Философские традиции Индии. 7
6. Философские традиции Китая. 8
7. Античная философия от мифа к логосу. 9
8. Философия Средневековья. 10
9. Философия Возрождения. 11
10. Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм , сенсуализм. 12
11. Немецкая классическая философия. Кант, Гегель, Фейербах. 13
12. Философия Марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории. 14
13. Неклассическая философия и её основные направления. Постнеклассическая философия. 15
14. Аналитическая философия. 17
15. Философия коммуникативного действия. 18
16. Синергетика. 19
17. Философская мысль Беларуси. Этапы становления. 20
18. Российская философия 18-го-20-го веков. 21
19. Онтология как учение о бытие. 22
20. Пространственно-временная структура. 23
21. Диалектика как философская теория развития бытия. 24
22. Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества. 25
23. Природа как объект естественнонаучного и философского познания. 26
24. Философские концепции современного естествознания. 27
25. Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации. 28
26. Человек как объект философского познания. 29
27. Природа и сущность человека, понятие антропосоциоген. 30
28. Личность, её духовные основание и общество. 31
29. Философские проблемы анализа сознания. 32
30. Сознание и искусственный интеллект. 33
31. Виртуальная реальность и искусственный интеллект. 34
32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции. 35
33. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи. 36
34. Чувственное и рациональное в познании. 37
35. Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности. 38
36. Концепция истины. Истина и критерии достоверности знаний. 39
37. Философия науки, её структура и функции. 40
38. Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки. 41
39. Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. 42
40. Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности 43
41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности. 44
42. Наука и система инновационной деятельности в РБ. 45
43. Общество как область изучения социальной философии. 46
44. Экономические, политические, духовные отношения в обществе. 47
45. Материальное производство и производственно- технологические. Экономическая философия. 48
46. Культура и цивилизация. 49
47. Этика, эстетика, религоведение как прикладные философские науки. 50
48. Философское учение о ценностях. 51
49. Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа). 52
50. Социокультурная динамика, её направленность и содержание. 53
51. Восток и Запад: философский диалог культур. 54
52. Философия безопасности. 55
53. Концепция устойчивого развития РБ. 56
54. Философия техники и область её исследования. 57
55. Философия инженерной деятельности. 58
56. Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. 59
57. Глобализация социальных процессов. 60
58. Техногенные проблемы человечества. 61
59-60. Методология социального прогнозирования. 62
1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований
Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости, древнеиндийское определение философии– видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу. Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость– это знание причин всех явлений, знание общего. И. Дамаскин утверждал, что мудрость– это истинное знание блага, а Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Первым, кто ввел понятие философии в науку, был Пифагор. Хотя древнеиндийская и древнекитайская философская мысль возникла порядка двух тысячелетий до н.э., философия как наука возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук, а философов с древности называют аристократами духа. Развитие философии шло от мифа к логосу, от конкретно-чувственного видения мира к абстрактно-теоретическому знанию на уровне законов. В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с возникновением нового предмета и нового типа мышления– с перенесением основного внимания с идеи Бога на человека в его отношении к миру. Сократ утверждал, что философия– учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. По словам А. Македонского, философия – это искусство жить достойно.
К. Ясперс говорил, что у философии три источника:
- удивление;
- сомнение;
- вопрошание.
Философское знание имеет диалогический характер:
1) Я и мир;
2) Учитель и ученик;
3) Я и другие реальности.
В 17 веке, в связи с бурным развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус «науки наук». От нее, как ветви от дерева, отпочковываются отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол– физика, а ветви– все прочие науки, главные из которых: медицина, механика и этика». Метафизика– это постижение начал бытия с помощью умозрения.
Философия - особая форма сознания и познания мира, выражающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия.
И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение:
1) что я могу знать;
2) что я должен делать;
3) на что я могу надеяться?
Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру:
- познавательное;
- практическое;
- ценностное.
Структура философии:
1. Онтология – учение о бытии.
2. Гносеология – теория познания.
3. Праксиология – учение о деятельности.
4. Аксиология – учение о ценностях.
5. Антропология – учение о человеке.
6. Методология – учение о методе.
7. Социальная философия– раздел философии, изучающий специфические особенности общества.
Функции философии:
1. Мировоззренческая
2. Онтологическая
3. Гносеологическая
4. Праксиологическая
5. Аксиологическая
6. Методологическая
7. Ментальная
8. Экзистенциальная
9. Воспитательная
10. Терапевтическая
11. Прогностическая
2. Мировоззрение, его структура и функции
Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. В самом широком смысле мировоззрение – совокупность взглядов на мир.
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.
Структура мировоззрения:
- мироощущение - чувственное знание мира;
- мировосприятие – образное знание мира;
- миропонимание – теоретическое знание мира;
Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.
Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание– это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Мировоззрение имеет передающуюся из поколения в поколение духовную составляющую, представленную ценностями, традициями, идеалами, нормами, идеями, потребностями.
По степени убежденности и осознанности мировоззрение делится на патриотическое, национальное, либеральное, консервативное, маргинальное.
Мировоззрение тесно связано с идеологией и в этой функции оно решает задачи консолидации народа, социальной общности для совместного решения национальных и общечеловеческих задач, особенно в ключевые моменты развития. Идеологическая функция философии строится на диалектической взаимосвязи традиций и инноваций. За основу идеологической составляющей мировоззрения взяты принципы сохранения биологического разнообразия планеты и страны, устойчивого развития, коэволюции общества и биосферы. Мировоззрение человеку необходимо для ориентации в своей специальности, для понимания значения для него и для общества выполнения им своих профессиональных обязанностей. Оно необходимо также для понимания жизни во всей ее полноте и сложности, понимания смысла индивидуального существования и определения цели жизни, а через это и смысла существования и цели общества, путей достижения этой цели.
3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-ого-21-ого веков
Различают 4 исторических типа мировоззрения:
1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.
2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.
3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.
4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен.
Мировоззрение на рубеже ХХ-ХХI веков характеризуется проблемами сохранения социальной устойчивости, биологического разнообразия планеты, обеспечения безопасности. Актуальными, как и ранее, остаются проблемы борьбы с терроризмом, наркоманией и наркотрафиком, алкоголизмом, разъедающим стабильность семьи, голодом, работорговлей. Республика Беларусь стала инициатором принятия резолюции ООН о борьбе с работорговлей. В стране действует международный центр, где обучаются специалисты из разных регионов мира, где эта проблема остается достаточно острой. Охрана окружающей среды и биологического разнообразия планеты входит в список приоритетных задач мировоззрения постсовременной эпохи.
Мировоззренческие проблемы человечества решаются на индивидуальном уровне с позиции каждого молодого парня, девушки. Если они будут привержены ценностям семьи, здорового образа жизни, патриотизма и конструктивной методологии, то суммарно этот эффект трансформируется в аксиологию живой этики, сбалансированного развития, преемственности.
4. Философия Древнего Востока
Восточная философия культивирует непосредственное восприятие мира, не втискивая мысль в те жесткие логические и рационалистические формы, в которые обычно облекается философская мысль Запада. Восточными мыслителями цель жизни и жизнь не рассматриваются в отрыве друг от друга. Они не просто провозглашают истину, но одновременно стремятся указать путь к ней.
Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона:
- Ближний Восток;
- Индия;
- Китай.
Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий до н.э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах (образная картина мира, сочетающая в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции). В них он пытался дать ответ на вопросы о смысле естественного порядка, о предназначении и содержании индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни. «Эпос о Гильгамеше» – общее завещание шумеров, вавилонян и ассирийцев мировой культуре.
Однако в Месопотамии и других областях Ближнего Востока не произошло отделения науки и философии от универсального мифологического понимания мира.
5. Философские традиции Индии
Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии– это Веды, включавшие в себя сборника:
1) Ригведа;
2) Брахманы;
3) Араньяки;
4) Упанишады.
Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки – нравственный кодекс для отшельников, Упанишады – это философское учение. Упанишады развивали идеи брахмана как высшей духовной субстанции мира, атмана (души человека), сансары– концепции круговорота жизни, кармы – закона воздаяния. Брахман – это первоначало мира, тождественное атману. Согласно концепции круговорота жизни, человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизни. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью(мокшей), родится в будущей жизни как представитель высшего сословия.
Различают три основных варны (касты, сословия): 1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшья. Те люди, чьи действия не были правильными, могут в будущей жизни родиться как члены низшей варны.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы:
1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, санхья, вайшешика;
2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.
Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель – Патанджами, являющийся автором Трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют три составляющие:
- физическое тело;
- тонкое тело (чувство, разум, самосознание);
- чистое сознание(душа).
Философия йоги исходит из признания необходимости медитаций, то есть размышлений, цель которых приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточения, что сопровождается телесной расслабленностью и отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью. Правила психологически ориентированной тренировки включают:
1) самообладание(яма), т.е. дисциплина тела;
2) овладение дыханием при определенных положениях тела(асана), т.е. дисци-плина дыхания(пранаяма);
3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств;
4) концентрация мысли(пратьяхара);
5) медитация(дхьяна);
6) состояние отторжения(самадхи) – освобождение от телесной оболочки.
Буддизм возник в 6 в. до н.э. в Северной Индии. Основатель – Гаутама, которого впоследствии прозвали Буддой. Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности.
Центром учения Будды являются 4 благородные истины:
1) существование человека неразрывно связано со страданием. Невозможность достичь желаемого– ведут к страданию;
2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти,
3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»;
4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь, заключающийся в следующем:
- правильное суждение;
- правильное решение;
- правильная речь;
- правильная жизнь;
- правильное стремление;
- правильное внимание;
- правильное сосредоточение;
- избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны.