Шпаргалка

Шпоры по философии

Категория:

Шпаргалка

Дисциплина:

Философия

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БНТУ, ФИТР

Стоимость работы:

8 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 62
Год сдачи: 2021
Дата публикации: 07.06.2021

Фрагменты для ознакомления

Оглавление

1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. 2

2. Мировоззрение, его структура и функции. 4

3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-ого-21-ого веков. 5

4. Философия Древнего Востока. 6

5. Философские традиции Индии. 7

6. Философские традиции Китая. 8

7. Античная философия от мифа к логосу. 9

8. Философия Средневековья. 10

9. Философия Возрождения. 11

10. Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм , сенсуализм. 12

11. Немецкая классическая философия. Кант, Гегель, Фейербах. 13

12. Философия Марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории. 14

13. Неклассическая философия и  её основные направления. Постнеклассическая философия. 15

14. Аналитическая философия. 17

15. Философия коммуникативного действия. 18

16. Синергетика. 19

17. Философская мысль Беларуси. Этапы становления. 20

18. Российская философия 18-го-20-го веков. 21

19. Онтология как учение о бытие. 22

20. Пространственно-временная структура. 23

21. Диалектика как философская теория развития бытия. 24

22. Принципы и законы диалектики. Менеджмент качества. 25

23. Природа как объект естественнонаучного и философского познания. 26

24. Философские концепции современного естествознания. 27

25. Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации. 28

26. Человек как объект философского познания. 29

27. Природа и сущность человека, понятие антропосоциоген. 30

28. Личность, её духовные основание и общество. 31

29. Философские проблемы анализа сознания. 32

30. Сознание и искусственный интеллект. 33

31. Виртуальная реальность и искусственный интеллект. 34

32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции. 35

33. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи. 36

34. Чувственное и рациональное в познании. 37

35. Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности. 38

36. Концепция истины. Истина и критерии достоверности знаний. 39

37. Философия науки, её структура и функции. 40

38. Структура  научно-познавательной деятельности. Этика науки. 41

39. Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности. 42

40. Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследовательской деятельности  43

41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности. 44

42. Наука и система инновационной деятельности в РБ. 45

43. Общество как область изучения социальной философии. 46

44. Экономические, политические, духовные отношения в обществе. 47

45. Материальное производство и производственно-     технологические. Экономическая философия. 48

46. Культура и цивилизация. 49

47. Этика, эстетика, религоведение как прикладные философские науки. 50

48. Философское учение о ценностях. 51

49. Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа). 52

50. Социокультурная динамика, ее направленность и содержание. 53

51. Восток и Запад: философский диалог культур. 54

52. Философия безопасности. 55

53. Концепция устойчивого развития РБ. 56

54. Философия техники и область ее исследования. 57

55. Философия инженерной деятельности. 58

56. Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. 59

57. Глобализация социальных процессов. 60

58. Техногенные проблемы человечества. 61

59-60. Методология социального прогнозирования. 62

 

 

1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований

Само слово «философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости, древнеиндийское определение философии– видение истины, а древнеармянское – любовь к смыслу. Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость– это знание причин всех явлений, знание общего. И. Дамаскин утверждал, что мудрость– это истинное знание блага, а Декарт понимал под мудростью «не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек, это знание, которое направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках». Первым, кто ввел понятие философии в науку, был Пифагор. Хотя древнеиндийская и древнекитайская философская мысль возникла порядка двух тысячелетий до н.э., философия как наука возникла в Древней Греции в 7 веке до н.э. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук, а философов с древности называют аристократами духа. Развитие философии шло от мифа к логосу, от конкретно-чувственного видения мира к абстрактно-теоретическому знанию на уровне законов. В отличие от мифологии философия как форма духовной активности человека возникла с возникновением нового предмета и нового типа мышления– с перенесением основного внимания с идеи Бога на человека в его отношении к миру. Сократ утверждал, что философия– учение о том, как следует жить, или жизнепонимание. По словам А. Македонского, философия – это искусство жить достойно.

К. Ясперс говорил, что у философии три источника:

  • удивление;
  • сомнение;
  • вопрошание.

Философское знание имеет диалогический характер:

1) Я и мир;

2) Учитель и ученик;

3) Я и другие реальности.

В 17 веке, в связи с бурным развитием промышленности и естествознания, философия утрачивает свой статус «науки наук». От нее, как ветви от дерева, отпочковываются отдельные отрасли научного знания. Декарт говорил, что «вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол– физика, а ветви– все прочие науки, главные из которых: медицина, механика и этика». Метафизика– это постижение начал бытия с помощью умозрения. 

Философия - особая форма сознания и познания мира, выражающая систему знаний об основаниях и фундаментальных принципах человеческого бытия.

И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение: 

1) что я могу знать;

2) что я должен делать;

3) на что я могу надеяться?

Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру:

  • познавательное;
  • практическое;
  • ценностное.

Структура философии: 

1. Онтология – учение о бытии.

2. Гносеология – теория познания.

3. Праксиология – учение о деятельности.

4. Аксиология – учение о ценностях.

5. Антропология – учение о человеке.

6. Методология – учение о методе.

7. Социальная философия– раздел  философии,  изучающий специфические особенности общества.

Функции философии:

1. Мировоззренческая

2. Онтологическая

3. Гносеологическая

4. Праксиологическая

5. Аксиологическая

6. Методологическая

7. Ментальная

 8. Экзистенциальная

9. Воспитательная

10. Терапевтическая

11. Прогностическая

 

2. Мировоззрение, его структура и функции

Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. В самом широком смысле мировоззрение – совокупность взглядов на мир.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей. 

Структура мировоззрения:

  • мироощущение - чувственное знание мира;
  • мировосприятие – образное знание мира;
  • миропонимание – теоретическое знание мира;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств.

Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание– это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мировоззрение имеет передающуюся из поколения в поколение духовную составляющую, представленную ценностями, традициями, идеалами, нормами,  идеями, потребностями.

По степени убежденности и осознанности мировоззрение делится на патриотическое, национальное, либеральное, консервативное, маргинальное.

Мировоззрение тесно связано с идеологией и в этой функции оно решает задачи консолидации народа, социальной общности для совместного решения национальных и общечеловеческих задач, особенно в ключевые моменты развития. Идеологическая функция философии строится на диалектической взаимосвязи традиций и инноваций. За основу идеологической составляющей мировоззрения взяты принципы сохранения биологического разнообразия планеты и страны, устойчивого развития, коэволюции общества и биосферы. Мировоззрение человеку необходимо для ориентации в своей специальности, для понимания значения для него и для общества выполнения им своих профессиональных обязанностей. Оно необходимо также для понимания жизни во всей ее полноте и сложности, понимания смысла индивидуального существования и определения цели жизни, а через это и смысла существования и цели общества, путей достижения этой цели.

 

3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-ого-21-ого веков

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру. Коэффициент эмоциональной насыщенности и интеллектуального наполнения мировоззрения у различных людей различен.

Мировоззрение на рубеже ХХ-ХХI веков характеризуется проблемами сохранения социальной устойчивости, биологического разнообразия планеты, обеспечения безопасности. Актуальными, как и ранее, остаются проблемы борьбы с терроризмом, наркоманией и наркотрафиком, алкоголизмом, разъедающим стабильность семьи, голодом, работорговлей. Республика Беларусь стала инициатором принятия резолюции ООН о борьбе с работорговлей. В стране действует международный центр, где обучаются специалисты из разных регионов мира, где эта проблема остается достаточно острой. Охрана окружающей среды и биологического разнообразия планеты входит в список приоритетных задач мировоззрения постсовременной эпохи.

Мировоззренческие проблемы человечества решаются на индивидуальном уровне с позиции каждого молодого парня, девушки. Если они будут привержены ценностям семьи, здорового образа жизни, патриотизма и конструктивной методологии, то суммарно этот эффект трансформируется в аксиологию живой этики, сбалансированного развития, преемственности.

 

4. Философия Древнего Востока

Восточная философия культивирует непосредственное восприятие мира, не втискивая мысль в те жесткие логические и рационалистические формы, в которые обычно облекается философская мысль Запада. Восточными мыслителями цель жизни и жизнь не рассматриваются в отрыве друг от друга. Они не просто провозглашают истину, но одновременно стремятся указать путь к ней.

Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона:

  • Ближний Восток;
  • Индия;
  • Китай.

Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий до н.э.  были получены на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах (образная картина мира, сочетающая в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции). В них он пытался дать ответ на вопросы о смысле естественного порядка, о предназначении и содержании индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни. «Эпос о Гильгамеше» – общее завещание шумеров, вавилонян и ассирийцев мировой культуре.

Однако в Месопотамии и других областях Ближнего Востока не произошло отделения науки и философии от универсального мифологического понимания мира.

 

5. Философские традиции Индии

Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии– это Веды, включавшие в себя сборника:

1) Ригведа;

2) Брахманы;

3) Араньяки;

4) Упанишады.

Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки – нравственный кодекс для отшельников, Упанишады – это философское учение. Упанишады развивали идеи брахмана как высшей духовной субстанции мира, атмана (души человека), сансары– концепции круговорота жизни, кармы – закона воздаяния. Брахман – это первоначало мира, тождественное атману. Согласно концепции круговорота жизни, человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизни. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью(мокшей), родится в будущей жизни как представитель высшего сословия. 

Различают три основных варны (касты, сословия): 1)  брахманы; 2)  кшатрии; 3) вайшья. Те люди, чьи действия не были правильными, могут в будущей жизни родиться как члены низшей варны.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы: 

1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, санхья, вайшешика;

2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.

Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель – Патанджами, являющийся автором Трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют три составляющие:

  • физическое тело;
  • тонкое тело (чувство, разум, самосознание);
  • чистое сознание(душа). 

   Философия йоги исходит из признания необходимости медитаций, то есть размышлений, цель которых приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточения, что сопровождается телесной расслабленностью и отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью. Правила психологически ориентированной тренировки включают: 

1) самообладание(яма), т.е. дисциплина тела; 

2) овладение дыханием при определенных положениях тела(асана), т.е. дисци-плина дыхания(пранаяма); 

3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств; 

4) концентрация мысли(пратьяхара); 

5) медитация(дхьяна); 

6) состояние отторжения(самадхи) – освобождение от телесной оболочки. 

 Буддизм возник в 6 в. до н.э. в Северной Индии. Основатель – Гаутама, которого впоследствии прозвали Буддой. Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности.

Центром учения Будды являются 4 благородные истины: 

1) существование человека неразрывно связано со страданием. Невозможность достичь желаемого– ведут к страданию; 

2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти,

3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»; 

4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь, заключающийся в следующем:

  • правильное суждение;
  • правильное решение;
  • правильная речь;
  • правильная жизнь;
  • правильное стремление;
  • правильное внимание;
  • правильное сосредоточение;
  • избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны. 

Нирвана – это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира (буквально– угасание).

116