Шпаргалка

Шпоры по философии. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований

Категория:

Шпаргалка

Дисциплина:

Философия

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БНТУ, ФИТР

Стоимость работы:

10 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 62
Год сдачи: 2021
Дата публикации: 14.06.2021

Фрагменты для ознакомления

Оглавление

1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований. 2

2. Мировоззрение, его структура и функции. 3

3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков. 4

4. Философия Древнего Востока. 5

5. Философские традиции Индии. 6

6. Философские традиции Китая. 7

7. Античная философия: от мифа к логосу. 8

8. Философия Средневековья. 9

9. Философия Возрождения. 10

10. Философия Нового времени: эмпиризм, рационализм, сенсуализм. 11

11. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах. 12

12. Философия марксизма: диалектико-материалистическое понимание природы и истории. 13

13. Неклассическая философия и ее основные направления. Постклассическая философия. 14

14. Аналитическая философия. 15

15. Философия коммуникативного действия. 16

16. Синергетика. 17

17. Философская мысль Беларуси. Этапы становления. 18

18. Российская философия 18-го -20-го веков. 19

19. Онтология как учение о бытие. 20

20. Пространственно-временная структура материального бытия. 21

21. Диалектика как философская теория развития бытия. 22

22. Принципы и законы диалектики. Менеджмент. 23

23. Природа как объект естественнонаучного и философского познания. 24

24. Философские концепции современного естествознания. 25

25. Концепция ноосферы и экологические ценности современной цивилизации. 26

26.Человек как объект философского познания. 27

27. Природа и сущность человека, понятие аптропосоциогенеза. 28

28. Личность, ее духовные основание и общество. 29

29. Философские проблемы анализа сознания. 30

30. Сознание и искусственный интеллект. 31

31. Виртуальная реальность и искусственный интеллект. 32

32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции. 33

33. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи. 34

34.Чувственное и рациональное в познании. 35

35. Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности. 36

36.Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний. 37

37. Философия науки, ее структура и функции. 38

38.Структура научно-познавательной деятельности. Этика науки. 39

39. Эмпирический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследоват. деятельности. 40

40. Теоретический уровень познания и связанные с ним методы и формы исследоват. деятельности. 41

41. Понятие метода. Классификация методов научной деятельности. 42

42. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь. 43

43. Общество как область изучения социальной философии. 44

44. Экономические, политические, духовные отношения в обществе. 45

45. Матер.производство и производственно-технологич. отношения. Экономическая философия. 46

46. Культура и цивилизация. 47

47. Этика, эстетика, религиоведение как прикладные философские науки. 48

48. Философское учение о ценностях. 49

49. Философия идентичности (архетипы, менталитет, характер души народа). 50

50. Социокультурная динамика, ее направленность и содержание. 51

51. Восток и Запад: философский диалог культур. 51

52. Философия безопасности. 52

53. Концепция устойчивого развития Республики Беларусь. 53

54. Философия техники и область ее исследования. 54

55. Философия инженерной деятельности. 55

56. Взаимоотношение естественных, гуманитарных и технических наук. 56

57. Глобализация социальных процессов. 57

58. Техногенные проблемы человечества. 58

59. Методология социального прогнозирования. 59

60. Футурология как наука и образ мышления. 60

 

1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований

Философия зародилась в 7-6 веках до н.э. в Древнем Риме, Древнем Китае, Древней Греции. Ф-я изначально впитывала в себя все знания о мире, и термином «ф-я» обозначали всю совокупность знаний о мире до 18 в.

Ф-я формирует у человечества ценностное восприятие действительности с учетом планетарных ценностей выживания, гуманизма, веротерпимости. Как форма общественного сознания ф-я тесно связана с мифологией, религией, искусством, моралью, правом, политикой, экономикой.

Предмет философии определился 2 тысячи лет назад. В этот исторический период у европейцев, индийцев, китайцев возникла потребность в рациональном осмыслении и интеллектуальном культивировании фундаментальных ценностей бытия человечества (первичности и вторичности материального и духовного начал – линия материализма и линия идеализма; познаваемости мира – линия гностицизма и линия скептицизма (агностицизма); социального оптимизма (прогрессивного развития) и социального пессимизма (апокалиптические представления).

Проблемы первичности материального или духовного, а также познаваемости мира в ХIХ в. были обозначены Ф. Энгельсом как основной вопрос философии в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Философы, признающие материю первичным началом бытия, называются материалистами. Философы, признающие идею, дух первичным началом бытия называются идеалистами. Те из них, кто признает источником идей мировую сущность (Бог, абсолютный дух), называются объективными идеалистами. Те же мыслители, которые видят первоначало в сознании человека, называются субъективными идеалистами. Вторая половина основного вопроса философии касается проблемы познаваемости мира. В данном случае философы делятся на оптимистов и пессимистов (агностиков, скептиков). Как наука философия формировалась до конца ХIХ в. В традиционной ф-и выделяют след. разделы: 1) онтология – учение о бытии; 2) гносеология – теория познания; 3) антропология – учение о человеке, его бытии в системе ценностей (аксиология); 4) социальная ф-я; 5) история ф-и.

Ф-я является живой душой культуры, духовной квинтэссенцией эпохи. Ф-я явл. самосознанием эпохи. Ф-я выясняет фундаментальные идеи. Ф-я выполняет критическую и прогностическую функции. Ф-я выполняет функцию духовной ориентации человека, определяет культурные горизонты человека, помогает человеку свободно мыслить, побуждает быть свободным существом.

Коренное отличие современной истории ф-и от марксистской состоит в том, что марксизм рассматривал историю ф-и как борьбу материализма и идеализма. Современная ф-я отходит от этого «ч-б» видения и рассматривает историко-философский процесс как диалог различных фил. школ.

В истории ф-и были след. стили мышления:

1 – античность: космоцентризм (7-6 вв. до н.э. – 4 в. н.э.);

2 – средневековье: теоцентризм (5-14 вв. н.э.);

3 – возрождение: гуманизм, антропоцентризм (14-16 вв.);

4 – новое время: наукоцентризм (16 в. – наст.время);

5 – новейшее время: неклассическая ф-я, идея личности, необходимость гармонии человека с природой.

 

2. Мировоззрение, его структура и функции

Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире и своем месте в нем, обусловленная ценностями, традициями, идеалами, образом жизни, знаниями. Мировоззрение имеет структуру в виде мироощущений и миропонимания. Мироощущение отражает способность человека переживать мир и формировать конкретное жизненно-практическое отношение к нему. Миропонимание связано со способностью человека осмыслять мир, анализировать скрытые за внешней видимостью закономерности.

3 вопроса ставит ф-я по мировоззрению: 1) что такое мир в его целостности; 2) какое место человек занимает в мире; 3) какое отношение человека к миру. Мировоззрение призвано обеспечить слаженную работу чувств, разума и воли. Знания, ценности и воля, переплетаясь в мировоззрении, приводят к тому, что знания превращаются в убеждения, т.е. знания, которые активно принимаются людьми и которые формируют их жизненные устремления. Мировоззрение - средство духовного и практического миропреобразования. Мировоззрение - способ духовно-практического освоения мира.Освоение мира- способность человека к преобразованию окружающей его природной и социальной действительности. Ценности отражают наличие в общественном сознании людей представления о значимости общечеловеческих, национальных, локальных пространств, образа жизни, людей, социальных общностей, религиозно-духовных институтов и культурных памятников. Сомнения – обязательный компонент формирования мировоззрения. Догматизм и скептицизм – крайности сомнений. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение. По степени убежденности и осознанности мировоззрение делится на определенное (патриотическое, национальное, либеральное, консервативное и другое) и неопределенное (маргинальное). Мировоззрение включает в свою структуру также идеологию и общественную психологию (эмоциональную оценку).

 

3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков

Мифологическое, религиозное, научное мировоззрения отражают основные этапы исторической эволюции общественного сознания человечества. Нравственная реальность мира личности наиболее ярко, наглядно и зримо выражена в мифах, которые являются особым способом понимания древним человеком окружающего мира, своих действий в нем и самого себя. Мифология – исторически первый тип мировоззрения, цель мифа – это сплочение людей в общности и обособление их от других общностей. В рамках мифа человека воспринимает мир через призму синкретичности (единство человека и природы). Человек предзадан обычаями, табу, запретами. В мифах неизвестное объяснялось с помощью известного, природное – через человеческое, божественное – посредством земного.Наиболее красочно, глубоко и полно человек как личность выразил себя в мифе. В мифах даны также научные и культурно-исторические предвосхищения последующих эпох. Религия возникает там, где человек начинает отделять себя от коллектива, мир уже разделяется на естественный и сверхъестественный, который выступает целью, смыслом. Религия утверждается через веру, суть которой состоит в том, чтобы свободно избрать для себя мир вещей невидимых. Для личности важна не вера, а свободный интеллектуальный поиск себя в мире. В религии отразилось стремление человечества понять тайну мира через выделение определенных духовных сил (пантеизм), единой творящей и контролирующей мир силы в образе Бога (монотеизм). Соответственно историческим особенностям на планете сформировались мировые религии (христианская, ислам, буддизм), а также национальные и племенные. Они выполняют важную регулятивную функцию.

Наука как историческая форма мировоззрения актуализирована эпохой Возрождения в связи с формированием техногенной цивилизации с характерными для нее приоритетами науки и техники, светского образа жизни. XVI ст. стало начальным в утверждении материалистического мировоззрения в новой его модификации, связанной с механикой и естествознанием. В начале ХХI в. мировоззрение характеризуется постмодернистской атмосферой культурного плюрализма, сосуществования различных форм общественного сознания без претензий на лидерство. Естественно, существуют исключения в отдельных регионах мира, где имеет место терроризм и военные конфликты.

 

4. Философия Древнего Востока

Восточная философия сформировалась в Южной Азии и на Дальнем Востоке. Ф-я Индии включает в себя 2 периода: ведический и послеведический. Важнейшую роль играет фил.-литературный сборник Веды, который состоит из таких сборников, как Ригведа, Самоведа, Яджурведа, Атхарваведы (гимны, песнопения, формулы, заклинания). В конце 2 тыс. до н.э. к этим сборникам добавились истолковывающие тексты – Брахманы, Араньяки, Упанишады (смысл и цели жертв, поучения для лесных отшельников, философские тексты).  Особенности древнеиндийской культуры: 1) непрерывность собственных культурных традиций и отсутствие интенсивного соприкосновения с другими культурами; 2) приоритетность мифологии (религ.-идеалистический характер ф-и), но была и локаята – материалистический характер. Основные понятия в Упанишадах: 1) Брахман – наиболее полное бытие, творец; 2) Атман - проявление Брахмана, внутреннее, бессмертное «я» мира; 3) Майя – зависимость человека от видимого мира; 4) карма – завис-ь человека от ранее совершенных поступков; 5) сансара – бесконечные переходы души от одного тела к другому; 6) нирвана – высшее блаженство, отрешенность от мира.

Индивидуальный Атман человека неповторим, неуничтожим, и его конечная цель – слияние с Брахманом. Подлинная цель человеческой жизни – это уничтожение причин, препятствующих освобождению индивидуального Атмана. Для этого нужно освободиться от майи, кармы и сансары. Майя скрывает от человека подлинную реальность. Чтобы преодолеть зависимость от майи, кармы и сансары, нужно: 1) освободиться от влияния телесности; 2) неустанно приобщаться к знаниям; 3) неустанно усердствовать в нравственном самосовершенствовании. В результате человек приходит к нирване, которая проявляется в отсутствии желаний и слиянии с Брахманом. С середины 1 тыс. до н.э. возникают на основе Вед филос. школы,  которые делятся на астику (ортодоксальные – приверженцы Ведам: йога, санкхья) и настику (неортодоксальные: буддизм, джайнизм, локаята). В 3 в. до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии, а в средние века превратился в мировую религию. В основе учения лежат 4 благородные истины: 1) жизнь полна страданий; 2) причина страданий – жажда полноты жизни, которая приводит к колесу сансары; 3) можно прекратить страдания и достичь нирваны; 4) есть путь, ведущий к этой цели – восьмеричный путь спасения – это синтез правильного познания, поведения и сосредоточения. Джайнизм возник в 6 в. до н.э. отрицал святость вед, отличался фанатизмом и абсолютной нетерпимостью к любому другому учению. Ф-я Древнего Китая интересовалась проблемой взаимоотношений человека и общества. Расцвет приходится на 6-3 вв. до н.э. В 136 г. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией. Выделяется 6 школ: натурфилософия, конфуцианство, даосская, моисты, легистская, школа имен.

Согласно конфуцианству, каждый человек занимает своё место в обществе в зависимости от его моральных достоинств, которые определяются уровнем знания, которым обладает человек. На 1-м месте те, кто обладает врожденными знаниями. На 2-м – те, кто приобретает знания благодаря учению. На 3-м – те, кто приступает к учению из-за трудностей. На 4-м – те, кто даже встретившись с трудностями, не учится.

 

5. Философские традиции Индии

Практически во всех системах индийской философии присутствуют идеи: 1) сансары (мысль о переселении душ людей после их смерти в тела других людей или даже в животных и растения), кармы (в соответствии с этим нравственным «законом», все дела, добрые и злые, влекут за собой соответствующие результаты при последующих перевоплощениях души); 2) мокши (возможность добиться освобождения от череды перевоплощений и кармических связей посредством кардинального изменения сознания человека и достижения иного типа сознания, главными характеристиками которого являются всеведение, безмятежность, спокойствие и блаженство). Индийская философия включает четыре этапа: 1) ведийский период (XV–VI вв. до н.э.); 2) эпический период (VI–II вв. до н.э.); 3) период сутр и комментариев (со II в. приблизительно до 1700 г.); 4) эпоха Возрождения и европейского влияния (с XVIII в. по настоящее время).

Выдвинутые в ведийский период способы решения мировоззренческих проблем заложили основу для расцвета философии в этическую эпоху.Применительно к ф-и эпическую эпоху называют классической, т.к. ее итогом стало оформление учений, ставших классическим образцом для дальнейшего развития индийской мысли. Из этих учений обычно выделяют три неортодоксальные системы (буддизм, локаята и джайнизм) и шесть ортодоксальных школ (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта). Последователи трех первых систем отрицали священный характер. Шесть же систем стремились преобразовать разрозненные ведические идеи в строго упорядоченные системы брахманизма. Для обозначения материализма употреблялись два термина – локаята и чарвака. Материалисты заявляли, что реально существует лишь материя в ее различных формах, т.е. этот мир. Никакого иного, потустороннего мира с его раем и адом не существует. Не может быть души отдельно от тела. Джайнистыотрицали святость Вед; признавали карму и сансару. Путь к спасению определяется 3 драгоценностями: совершенной верой в Джину-победителя, совершенным знанием, совершенным поведением. Современные джайнисты продолжают придерживаться учения о ненасилии. Они принимают участие в кампаниях за ядерное разоружение, пропагандируют вегетарианство и отказываются от использования подопытных животных в научных лабораториях. Избираемые ими занятия должны быть свободны от какого-либо насилия.

Буддизм – самое значительное в истории Индии религиозно-философское учение и первая по времени зарождения мировая религия.Буддизм не является религией божественного откровения. Он вообще – не теистическое учение. В нем нет места понятию бога, а его основоположник не объявлял себя ни божеством, ни его посланцем.В 3 в. до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии, а в средние века превратился в мировую религию. В основе учения лежат 4 благородные истины: 1) жизнь полна страданий; 2) причина страданий – жажда полноты жизни, которая приводит к колесу сансары; 3) можно прекратить страдания и достичь нирваны; 4) есть путь, ведущий к этой цели – восьмеричный путь спасения – это синтез правильного познания, поведения и сосредоточения.

55