Шпаргалка

Готовые шпоры по психологии

Категория:

Шпаргалка

Дисциплина:

Педагогика и психология

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БНТУ, ФИТР

Стоимость работы:

4 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 61
Год сдачи: 2020
Дата публикации: 21.10.2020

Фрагменты для ознакомления

1. Предмет и задачи психологии. Принципы и структура современной психологии. 1

2. Понятие о психике и сознании. Структура сознания. 2

3. Методы исследования в общей психологии. 3

4. Понятие личности в психологии. 4

5. Структура личности по К. Платонову. 5

6. Психоаналитическая теория Фрейда. 6

7. Гуманистическая теория личности А. Маслоу. 7

8. Источники активности. Движущие силы развития личности. 8

9. Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности. 9

10. Особенности ощущений и восприятий. 10

11. Память в деятельности человека. Развитие памяти. 11

12. Характеристика мышления. Формы и виды мыслительного процесса. 12

13. Операции и стили мышления. 13

14. Воображение. Речь. Внимание. 15

15. Эмоционально-волевая сфера личности. 17

16. Психические состояния. 18

17. История ученья о темпераменте. 19

18. Темперамент и типы высшей нервной деятельности. 20

19. Классификация темпераментов и их психологическая характеристика. 21

20. Понятие о характере. Акцентуации характера. 22

21. Формирование характера. Структура характера. 23

22. Понятие способности. Происхождение способностей. 24

23. Виды и развитие способностей. 25

24. Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности. 26

25. Основные виды деятельности. Знания, умения и навыки – основа успешной деятельности. 27

26. Принцип единства сознания и деятельности. 28

27. Профессиональная деятельность личности и её особенности. Профессиональная пригодность личности. 29

28. Профессиональное становление личности. Деятельный подход к воспитанию и развитию личности. 30

29. Понятие группы. Классификации групп. 31

30. Феномен группового давления. Лидерство и групповая динамика. 32

31. Определение понятия коллектива. соотношение понятий "группа" и "коллектив". 33

32. Психологическая совместимость в группе. 34

33. Психология массовых психических явлений. 35

34. Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах. Способы регулирования межличностных отношений. 36

35. Психология субъекта управления. Лидер и руководитель. 37

36. Стили управления. Формы профессионального общения руководителя. 38

37. Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации. 39

38. Виды конфликтов. Стили разрешения конфликтов. 40

39. Конфликтология  как наука. Причины производственных конфликтов. 41

40. Стадии развития конфликтов. Психолого-педагогические методы разрешения конфликтных ситуаций. 42

41. Понятие общения. Структура общения. 43

42. Виды, стили и средства общения. 44

43. Механизмы социального восприятия. 45

44. Коммуникативные барьеры общения. 46

45. Профессиональное общение руководителя. Культура общения. 47

46. История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. 48

47. Основные категории педагогики. 50

48. Структура педагогического процесса. 51

50. Содержание понятия "дидактика". Основные понятия дидактики. 53

51. Сущность процесса обучения. 54

52. Современные дидактические принципы обучения. 55

53. Виды, формы и методы обучения. 56

54. Цели образования и воспитания. Средства и методы воспитания. 57

55. Социально-психологические механизмы и стадии социализации. 58

56. Социальные институты общества, их функции. 59

 

Предмет и задачи психологии. Принципы и структура современной психологии

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Основные задачи общей психологии: изучение механизмов, закономерностей и качественных особенностей проявления и развития психических процессов, состояний и свойств, как отражательной деятельности мозга; изучение природы и условий формирования психических особенностей личности. 

Структура психической деятельности человека содержит 3 взаимосвязанные стороны:

  1. познавательная;
  2. эмоциональная;
  3. волевая.

Принципы современной психологии:

  1. Принцип объективного изучения психики, который означает, что любые психические явления необходимо рассматривать такими, какими они есть на самом деле, поэтому необходимо изучать психические явления как в наиболее типичных, так и не типичных условиях для данного человека.
  2. Принцип изучения психических явлений в их развитии, он требует того, чтобы изучение психических явлений выявило не только те психические качества, которые сложились, но и те новые особенности психики, которые только зарождаются.
  3. Принцип аналитико-синтетического или комплексного изучения личности: 

а) аналитическое изучение позволяет познать элементы психики в развитии в различных условиях жизнедеятельности человека, т.е. комплексно.

б) синтетическое изучение даёт возможность выявить отдельные психические проявления и найти то устойчивое, что характеризует данного человека в целом.

 

 Понятие о психике и сознании. Структура сознания

Психика – это свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. 

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции Психического отражения:

  • Ориентация человека в окружающем мире
  • Регуляция поведения
  • Побуждение

Структура сознания:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

 

Методы исследования в общей психологии

Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву):

I группа – организационные методы. Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами).

II группа – эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа – интерпретационные методы, включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение. Метод самонаблюдения часто используется совместно с методом опроса. 

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный и свободный.

Главным методом психологического исследования является эксперимент. Достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых. эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов. 

Тесты занимают промежуточное положение между субъективными и объективными методиками. Существуют тесты, основанные на самоотчете испытуемых, например тесты-опросники (испытуемый может сознательно или неосознанно повлиять на результат тестирования);

Беседа – вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры.

Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом является метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

 

Понятие личности в психологии

Личность – это система внутренних социально обусловленных психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания. Личность – это характеристика человека как представителя социума.

Человек – это биологическое существо, воплощающее высшую ступень развития жизни. Понятие личность гораздо уже, чем понятие человек. Индивидуальность – это совокупность устойчивых качеств, которые отличают человека от других людей.

Становление личности является продуктом деятельности, наложенного на генетическую программу развития человека. Наилучшие условия для становления личности обеспечение подбором видов деятельности, их содержания, форм и методов.

 

Структура личности по К. Платонову

Под определением личности чаще всего понимают человека в контексте его приобретенных социальных качеств. Понятие личности тесно связано с относительно устойчивыми свойствами, которые являются свидетельством индивидуальности. Таким образом, личность – это социальное лицо, человек, связи и отношения которого устойчивы, определяют нравственные поступки, имеют существенное значение для окружающих и его самого. Структура личности подразумевает способности, характер, темперамент, эмоции, социальные установки, волевые качества, мотивацию. Платонов считал, что личностью выступает человек как носитель сознания. Существуют динамическая и статическая структура личности. Статическая – абстрактная модель, которая находится отдельно от личности, функционирующей в реале. Она характеризует основные составляющие психики человека. Модель динамической структуры в психике индивида фиксирует основные компоненты в контексте его жизнедеятельности. Структура личности по Платонову основывается на динамической структуры. Она включает в себя 4 подструктуры: 

  • Социально обусловленная направленность (моральные качества, отношения).
  • Опыт (умение, навыки, знания, привычки).   
  • Формы отражения эмоций (чувства, ощущения, воля, мышление, память, восприятие).   
  • Особенности, обусловленные биологически (темперамент, инстинкты, задатки, простейшие потребности). 

По мнению К.К. Платонова, в данные подструктуры могут быть вложены все известные свойства личности.

 

Психоаналитическая теория Фрейда

Фрейд выделял три уровня психики человека — сознание, предсознание и бессознательное. В центре его научных интересов был бессознательный уровень психики — вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я, которые возникают неодновременно. 

Оно (It) — примитивное ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. It содержит врожденные импульсивные влечения и составляет энергетическую основу психического развития.

Я (Эго) — рациональная и в принципе осознаваемая часть личности. Она возникает по мере биологического созревания между 12 и 36 месяцами жизни и руководствуется принципом реальности. Задача Эго — объяснить происходящее и построить поведение человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены.

Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни. Представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.

391