Шпаргалка

Шпаргалка по психологии и педагогике. Предмет и задачи общей психологи. Принципы и структура современной психологии

Категория:

Шпаргалка

Дисциплина:

Педагогика и психология

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БНТУ, ФИТР

Стоимость работы:

5 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 133
Год сдачи: 2020
Дата публикации: 27.10.2020

Фрагменты для ознакомления

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    Предмет и задачи общей психологи. Принципы и структура современной психологии. 1

2.    Понятие о психики и сознания. Структура сознания. 4

3.    Классификация методов исследования. 6

4.    Понятие личности в психологии. 8

5.    Структура личности по К.Платонову. 13

6.    Психоаналитическая теория З.Фрейда. 15

7.    Гуманистическая теория А.Маслоу. 17

8.    Источники активности. Движущие силы развития личности. 19

9.    Оценка и самооценка личности, их роль в формировании личности. 22

10.      Особенности ощущений и восприятий. 25

11.      Память в деятельности человека. Развитие памяти. 29

12.      Характеристика мышления. Формы и виды мыслительного процесса. 31

13.      Операции мышления. Стили мышления. 34

14.      Воображение. Речь. Внимание. 36

15.      Эмоционально – волевая сфера личности. 40

16.      Психические состояния. 46

17.      История учения о темпераменте. 50

18.      Темперамент и типы высшей нервной деятельности. 52

19.      Классификация темпераментов и их психологическая характеристика. 53

20.      Понятие характера. Акцентуация характера. 54

21.      Формирование характера. Структура характера. 56

22.      Понятие способности. Происхождение способностей. 59

23.      Виды способностей. Развитие способностей. 60

24.      Основные виды деятельности. Знания, умения и навыки – основа успешной деятельности. 63

25.      Профессиональная деятельность личности и ее особенности. Профессиональная пригодность личности. 64

26.      Профессиональное становление личности. Детальный подход к воспитанию и развитию личности. 66

27.      Понятие группы. Классификация групп. 68

28.      Феномен группового давления. Лидерство и групповая динамика. 70

29.      Определение понятия коллектива. Соотношение понятий «группа» и «коллектив». 73

30.      Психологическая совместимость. Психологический климат. 79

31.      Психология массовых психических явлений. 80

32.      Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах. Способы регулирования межличностных отношений. 82

33.      Психология субъекта управления. Лидер и руководитель. 86

34.      Стили управления. Формы профессионального общения руководителя. 88

36. Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации. 90

38. Виды конфликтов. Стили разрешения конфликтов. 91

39. Конфликтология как наука. Причины производственных конфликтов. 93

40. Стадии развития конфликтов. Психолого-педагогические методы разрешения конфликтных ситуаций. 94

41. Понятие общения. Структура общения. 95

42. Виды, стили и средства общения. 96

43. Механизмы социального восприятия(социальной перцепции). 98

44. Коммуникативные барьеры общения. 99

45. Профессиональное общение руководителя. Культура общения. 100

46.  История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. 101

47. Основные категории педагогики. 104

48. Структура педагогического процесса. 106

49. Место педагогики в системе наук о человеке. Отрасли педагогических знаний. 107

50. Содержание понятия «дидактика». Основные понятия дидактики. 109

51. Сущность процесса обучения. 111

52. Современные дидактические принципы обучения. 112

53. Виды, формы и методы обучения. 114

54. Цели образования и воспитания. Средства и методы воспитания. 126

55. Социально-психологические механизмы и стадии социализации. 128

56. Социальные институты общества, их функции. 130

 

Предмет и задачи общей психологи. Принципы и структура современной психологии

Психология — это наука о психике и психических явлениях.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта,предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двухтысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни че­ловека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность ду­мать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным мето­дом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

 III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблю­дать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: по­ведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психика – это свойство высокоорганизованной материи мозга, являющийся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Предмет изучения психологии – психика человека.

Задачи:

- психические процессы – познавательные, эмоциональные, волевые;

- психические состояния – бодрость, усталость, эйфория, стресс, паника и др.;

- психические образования – знания, умения, навыки, привычки;

-психические свойства (свойства личности) – темперамент, характер, способности, потребности, интересы, направленность.

Основой задачей психологии является изучение законов психической деятельности человека.

Законы психологии показывают:

- как человек познает окружающий его объективный мир, как он отражается в мозгу человека;

-как развивается психическая деятельность человека;

-как формируются психические свойства личности.

Они необходимы для формирования у людей высоких человеческих качеств. Главный объект исследования – это человек, его психические процессы, состояния и свойства.

Современная психология представляет собой широко развер­нутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

В структуре современной психологии выделят следующие отрасли психологии:

- Психология труда – изучает психологические особенности трудовой деятельности человека

- Педагогическая психология – изучает психологические закономерности обучения и воспитания человека, к ней относятся: психология обучения, воспитания, психология учителя, психология УВР

- Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Подразделятся на: нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психогигиену

- Юридическая психология – изучает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права.

- Военная психология – исследует поведение человека в условиях боевых действий, взаимоотношения начальника с подчиненным

- Психология спорта, торговли, научного и художественного творчества.

- Возрастная психология – изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности.

- Психология аномального развития: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология

- Сравнительная психология – исследует филогенитические формы психической жизни.

- Социальная психология – исследует формы взаимоотношений коллектива и личности, психологические особенности так называемых «малых групп», взаимоотношения внутри коллективов и групп.

Общие принципы психологии

Принцип отражения. Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.

Принцип детерминизма. Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов. Таким образом, психика способна изменяться и развиваться.

Принцип активности. Ориентирует исследователя при изучении 

психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.

Принцип развития. Раскрывает истоки человеческой психики, как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.

Принцип целостного, системного подхода. Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.

Принцип относительной самостоятельности. Не противоречит предыдущему принципу, а указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.

Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов,ценностей. Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Принцип единства. Ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретных исторических условий их жизни и деятельности.

 

Понятие о психики и сознания. Структура сознания

Психика – это свойство высокоорганизованной материи мозга, являющийся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Структура психики:

1) психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений, имеющие начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса, поэтому - непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма (Все психические процессы подразделяются на познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные— активные и пассивные переживания, волевые— решение, исполнение, волевое усиление и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

2) психические состояния - определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и вербальных воздействий  (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс, вдохновение и т.д.);

3) психические свойства человека - устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека(темперамент, способности, характер, направленность личности) например, интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума, волевые — решительность, настойчивость, эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.;

Сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу.

Структура сознания:

- осознание вещей, а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается

- ощущения,

- восприятия,

- представления,

- понятия,

- мышление

- внимание

- волнение,

- боязнь,

- плач,

- восхищение,

-любовь

-ненависть

Содержание сознания:

- образы непосредственного окружающего мира (напр.природы),

-образы-воспоминания (напр.из детства, значимой встречи),

-мимолетные ощущения себе, своей силы и благополучия,

-острое отрицательное эмоциональное переживание (думаешь о чем-то хорошем, а затем вспоминаешь, что завтра тебе нужно что-то доделать на работе)

- мысли

- идеи

Состояния сознания:

-эмоциональные состояния (больше в литературе при описании состояний героев, их переживаний, эмоций)

- устойчивые состояния (спокойно о чем-то думаем, о каком-то ярком образе)

- изменчивые состояния (переход от одной мысли на другую)

- произвольные (процессы сознания организуются и направляются субъектом)

- непроизвольные (процессы сознания происходят как бы сами собой)

 

Классификация методов исследования

Методы психологии – совокупность способов и приемов изучения психических явлений.

Методы психологии:

1. Организационные (определяют способ организации психологического исследования):

- сравнительный – сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.

- лонгитюдный – многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода

- комплексный – в исследовании принимают участие представители разных наук

2. Эмпирические (методы сбора первичной информации):

- наблюдение (состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях (изучает память, внимание, мышление, характер, способности);

-эксперимент (исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими факторами и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления. 2 вида: лабораторный (в специально организованных условиях, с применением приборов), естественный (спецусловия, но близкие к естественным, например, на уроке в классе);

-тестирование (специальная задача, позволяющая быстро оценить соответствующее психическое явление и уровень его развития у испытуемого).

Виды тестов:

1. по форме проведения – индивидуальные, групповые

2. по цели – для отбора, для распределения, для классификации

3. по изучаемому признаку – тесты интеллекта; тесты достижений; личностные тесты (опросники, проективные, ситуативные)

- анкетирование (личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов – восприятия, представлений, воображения, мышления; - вопросы должны быть заранее продуманы)

- анализ продуктов деятельности (при изучении главным образом личности ребенка – его склонностей, интересов, характера, познавательных процессов, вопросы должны быть заранее продуманы)

биографический метод

3. Обработки данных (позволяют произвести количественную обработку первичной информации):

- количественный – способы статистической обработки информации

- качественный – дифференциация материала по группам, анализ

4. Интерпретационные (различные приемы объяснения выявленных в результате статической обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами):

- генетический – анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.д.

-структурный – установление структурных связей между всеми характеристиками изучаемого явления
 

Понятие личности в психологии

Личность – система внутренних социально обусловленных психических свойств, характеризующих человека как носителя сознания.

Личность – человек как представить сформировавшего его общества.

Личность формируется прижизненно (с 3-4 лет).

Не личность:

  • Младенец
  • Психически больные люди
  • Дети «маугли»

Характерные признаки:

  • Направленность
  • Ценности
  • Социальные потребности
  • И т.д.

Человек – биосоциальное существо воплощающее высшую ступень развития жизни.

Индивид – характерный человек, как представитель своего биологического вида, носитель природо-обусловленных свойств.

Характерные признаки:

  • Пол
  • Возраст
  • Потребности
  • Эмоции
  • И т.д.

Индивидуальность – совокупность устойчивых качеств, которые отличают человека от других людей.

Характерные признаки:

  • Уникальность
  • Неповторимость
  • Самооценка
  • Характер
  • И т.д.

Свойства индивида появляются с рождения.

Формировании личности происходит при социализации ребенка.

Институты социализации: семья, улица и т.д.

Социализаторы: родители, взрослые, друзья и т.д.

Социализация – процесс установления индивида определенных системных знаний, норм, ценностей, общественных форм сознания и поведений, позволяющих ему функционировать как полноправному члену общества.

Ключевые свойства личности

В психологии под свойствами личности принято понимать устойчивые психические явления, которые оказывают существенное влияние на деятельность человека и характеризуют его с социально-психологической стороны. Иначе говоря, это то, как проявляется человек в своей деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. В структуру этих явлений входят способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация. 

Понятие «способности» можно истолковать по-разному. Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души. Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивают эффективное выполнение человеком разного рода функций. И, в-третьих, способности – это всё то, что нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование и закрепление.

Все виды способностей являются взаимодополняющими, и именно их сочетание даёт человеку возможность развиваться наиболее полноценно и гармонично. Способности оказывают влияние как друг на друга, так и на успешность человека в жизни, деятельности и общении.

Помимо того, что для характеристики человека в психологии используется понятие «способности», так же применяются и такие термины, как «гениальность», «талант», «одарённость», указывающие на более тонкие нюансы индивидуальности личности.

  • Одарённость – это наличие у человека с рождения задатков для лучшего развития способностей.
  • Талант – это способности, которые раскрываются в наиболее полной мере благодаря приобретению навыков и опыта.
  • Гениальность – это необычайно высокий уровень развития каких-либо способностей.

Темпераментом называют совокупность свойств, которые характеризуют динамические особенности психических процессов и состояний человека (их возникновение, изменение, силу, скорость, прекращение), а также его поведения.

Меланхолический темперамент – этот тип свойственен людям мрачного настроя, с напряжённой и сложной внутренней жизнью. Такие люди отличаются ранимостью, тревожностью, сдержанностью, а также тем, что придают огромное значение всему, что касается лично их. При незначительных трудностях меланхолики опускают руки. Они обладают небольшим энергетическим потенциалом и быстро утомляются.

Холерический темперамент – более всего характерен для вспыльчивых людей. Люди с данным видом темперамента не сдержанны, нетерпеливы, горячи и импульсивны. Но быстро остывают и успокаиваются, если им идут навстречу. Холерикам присуща настойчивость и стабильность интересов и стремлений.

Флегматический темперамент – это хладнокровные люди, которые более склонны к пребыванию в состоянии бездеятельности, чем в состоянии активной работы. Медленно возбудимы, но зато долго остывают. Флегматики не находчивы, им сложно приспосабливаться к новой обстановке, перестроиться на новый лад, избавиться от старых привычек. Но при этом они работоспособны и энергичны, терпеливы, обладают самообладанием и выдержкой.

Сангвинический темперамент - такие люди весельчаки, оптимисты, юмористы и шутники. Полны надежд, общительны, легко сходятся с новыми людьми. Сангвиники отличаются быстрой реакцией на внешние раздражители: их можно легко развеселить или повергнуть в гнев. Активно берутся за новые начинания, могут долго работать. Дисциплинированы, при необходимости могут контролировать свои реакции и быстро адаптируются к новым условиям.

Характером называются приобретённые в определённых социальных условиях способы взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми, составляющие тип его жизнедеятельности.

В процессе общения между людьми характер проявляется в манере поведения, способах реакции на поступки и действия других. Манеры могут быть деликатными и тактичными или же грубыми и бесцеремонными. Это обусловлено различием характеров людей. Люди с наиболее сильным или, наоборот, слабым характером всегда выделяются на фоне остальных. Люди с сильным характером, как правило, отличаются упорством, настойчивостью, целенаправленностью. А слабохарактерные люди выделяются слабоволием, непредсказуемостью, случайностью действий. Характер включает в себя множество черт, которые современные специалисты разделяют на три группы: коммуникативные, деловые, волевые.

Коммуникативные черты - проявляются в общении человека с окружающими (замкнутость, общительность, отзывчивость, злость, доброжелательность).

Деловые черты - проявляются в повседневной трудовой деятельности (аккуратность, добросовестность, трудолюбие, ответственность, лень).

Волевые черты – связаны непосредственно с волей человека (целеустремлённость, упорство, настойчивость, безволие, уступчивость).

Также существуют черты характера мотивационные и инструментальные.

Мотивационные черты – побуждающие человека к действию, направляющие и поддерживающие его активность.

Инструментальные черты – придают поведению определённый стиль.

Воля – это свойство личности совершать сознательное управление своей психикой и действиями.

Благодаря воле человек способен осознанно управлять собственным поведением и своими психическими состояниями и процессами. С помощью воли человек оказывает сознательное влияние на окружающий мир, внося в него необходимые (на его взгляд) изменения.

Воля всегда подразумевает самоограничение: поступая тем или иным образом для достижения определённых целей и результатов, реализуя определённые потребности, человек, действующий по своей воле, всегда должен лишать себя чего-то другого, что, возможно, видится ему более привлекательным и желаемым. Ещё одним признаком участия воли в поведении человека является наличие конкретного плана действий.  

Эмоции можно охарактеризовать, как особые индивидуальные переживания, имеющие приятную или неприятную психическую окраску, и связанные с удовлетворением имеющих жизненно важное значение потребностей.

Среди основных видов эмоций выделяют:

Настроение – оно отражает общее состояние человека в определённый момент

Простейшие эмоции – это переживания, которые связаны с удовлетворением органических потребностей

Аффекты – это бурные непродолжительные эмоции, особо проявляющиеся внешне (жесты, мимика)

Чувства – это спектр переживаний, связанных с определёнными объектами

Страсть – это ярко выраженные чувства, не поддающиеся (в большинстве случаев) управлению

Стресс – это совокупность эмоций и физического состояния организма

Вообще, в поведении человека существуют две дополняющие друг друга стороны – это побудительная и регуляционная. Побудительная сторона обеспечивает активизацию поведения и его направленность, а регуляционная отвечает за то, как поведение складывается в конкретных условиях.

Мотивация тесно связана с такими явлениями, как побуждения, намерения, мотивы, потребности и т.п. В наиболее узком понимании мотивацию можно определить как совокупность причин, которые объясняют поведение человека. В основе этого понятия лежит термин «мотив». 

Мотив – это любой внутренний физиологический или психологический позыв, отвечающий за активность и целенаправленность поведения. Мотивы бывают осознанными и неосознанными, мнимыми и реально действующими, смыслообразующими и побудительными.

На мотивацию человека оказывают следующие явления:

Потребность – это состояние нужды человека в чём бы то ни было необходимом для нормального существования, а также психического и физического развития.

Стимул – это любой внутренний или внешний фактор, вкупе с мотивом управляющий поведением и направляющий его на достижение определённой цели.

Намерение – это продуманное и принятое сознательно решение, согласующееся с желанием что-то совершить.

Побуждение – это не до конца осознанное и неопределённое (возможно) стремление человека к чему-либо.

 

Структура личности по К. Платонову

Структура личности, предложенная К.К.Платоновым, имеет четыре подуровня, выделяются биологические и социальные составляющие, прослеживается взаимный переход социального в биологическое и наоборот.

Подструктуры личности в модели К.К.Платонова:

Подструктура конституционально-биологических свойств представляет собою ту биолого-физиологическую базу, на которой формируется личность. Она включает особенности строения ЦНС, специфику обменных процессов, полчеловека, его возраст, темперамент, задатки, сенсорные системы и пр.

Подструктура форм отражения отражает мир на уровне познавательных процессов, с помощью образов, эмоциональных переживаний. Особенности памяти, ощущения, восприятия происходят из особенностей биологического индивида, однако условия жизни могут оказывать влияние на их развитие.

Подструктура опыта. Всем багажом имеющихся знаний, навыков, умений человека целиком обязан той среде, в которой живет. Конституционально-биологические особенности сказываются на скорости усвоения того или иного материала; т.е. биологическое вносит в свой вклад в формирование социальных составляющих подструктуры опыта.

Подструктура направленности. Это собственно личностный уровень. Направленность – совокупность устойчивых мотивов, направляющих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Формирование этой подструктуры связано с развитием самосознания и с переходом от внешних критериев оценки себя и своих действий внутри, на основании собственных убеждений, ценностей.

Достоинства структуры К.К. Платонова:

1. дифференцирует биологическое и социальное, выражает их взаимосвязь и сочетание;

2. учитывает онтогенетический процесс развития психики;

3. отслеживает иерархическую соподчиненность;

4. отражает принцип единства сознания и деятельности.

Важно отметить, что в модели предложенной К.К.Платоновым прослеживается связь индивидных/биологических характеристик с феноменами иных подструктур. Индивидные характеристики, а именно с ними работают медицинская наука, в значительной мере связаны с субъективными и личностными характеристиками.

Связь индивидных, субъективных и личностных характеристик человека выражается в том, что

· индивидные свойства образуют фундамент, основу формирования субъективных и личностных свойств;

· индивидные характеристики определяют формально-процессуальную сторону проявления и личностных свойств.

В частности индивидные свойства могут быть:

a) условием формирования субъективных и личностных свойств (задатки по отношению к способностям);

b) частным содержанием (отдельное физиологическое ощущение как содержание сознания);

c) условием реализации психического акта (психофизиологические функции по отношению к операциям);

d) одним из факторов формирования психического явления (темперамент по отношению к способностям и мотивам).

 

Психоаналитическая теория З.Фрейда

Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности рассматривалось Фрейдом в психосексуальном плане, и им была предложена трёхкомпонентная структура личности:

Ид – «оно» - в нём содержится всё унаследованное и заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальными, важнейшим из которых является третий.

Эго – «я» - это часть психического аппарата, находящаяся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне – самосохранение и защита.

Супер эго – «сверх я» - это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Она широкоизвестна, потому что раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа заключается в том, что человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, и эти влечения преимущественно бессознательны.

Одним из методов психологической теории Фрейда, при её подробном изучении, говорит о том, что нужно научиться использовать свою избыточную энергию и сублимировать её, т.е. перенаправлять на достижение определённых целей. Например, если вы отмечаете, что ваш ребёнок чрезмерно активен, то эту активность можно направить в нужное русло – отправить ребёнка в спортивную секцию. В качестве ещё одного примера сублимации можно привести такую ситуацию: вы стояли в очереди налоговой инспекции и столкнулись с наглым, грубым и негативным человеком. В процессе он накричал на вас, оскорбил, тем самым вызвав бурю негативных эмоций – переизбыток энергии, которую нужно куда-то выплеснуть. Для этого можно пойти в спортзал или бассейн. Вы сами не заметите, как вся злость уйдёт, и вы вновь будете в бодром расположении духа. Это, конечно, совсем тривиальный пример сублимации, но суть метода в нём можно уловить.

Знания о теории Фрейда можно использовать и в другом аспекте – толковании сновидений. По Фрейду, сон – это отражение чего-то, что находится в душе человека, о чём он сам может даже и не догадываться. Подумайте о том, какие причины могли привести к тому, что вам приснился тот или иной сон. То, что вам первое придёт в голову в качестве ответа и будет иметь наибольший смысл. И уже, исходя из этого, следует толковать свой сон в качестве реакции вашего бессознательного на внешние обстоятельства. 

88