Дипломная работа

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Категория:

Дипломная работа

Дисциплина:

Социальная педагогика

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БГПУ имени Максима Танка, Факультет социально-педагогических технологий

Стоимость работы:

70 руб.

Оценка: 9
Объем страниц: 91
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 05.12.2022

Фрагменты для ознакомления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. 7

1.1 Компьютерная зависимость в молодежной среде как социально-педагогическая проблема. 7

1.2 Особенности социализации личности, способствующие формированию компьютерной зависимости. 12

1.3 Основные методы и средства социально-педагогической  профилактики компьютерной зависимости в молодежной среде. 18

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 23

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ  26

2.1 Социально-педагогическая диагностика показателей компьютерной зависимости в молодежной среде. 26

2.2 Технологии социально-педагогической деятельности по профилактике компьютерной зависимости в молодежной среде. 34

2.3 Социально-педагогический проект «Компьютер – друг или враг?» как средство профилактики компьютерной зависимости в молодежной среде. 42

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 55

ПРИЛОЖЕНИЯ. 58

Приложение 1. 58

Приложение 3. 62

Приложение 4. 68

Приложение 5. 74

Приложение 6. 80

Приложение 7. 86

Приложение 8. 90

 

ВВЕДЕНИЕ

Создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. В этой связи актуальным представляется анализ такой социально-педагогической проблемы как формирование компьютерной зависимости, поскольку компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.

В современных условиях существенно изменяется структура досуга детей, подростков, юношества, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, игровой приставки, музыкального центра, книги. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр, оказывает большое влияние на организацию воспитательного пространства учащейся молодежи.

В настоящий момент количество молодежи, умеющей работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры достаточно велико. Вместе с положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющие на социально-психологическое здоровье обучающихся, а именно формирование компьютерной зависимости, которая способствует дезадаптации детей, подростков, учащейся молодежи, отстраняет их от реальной жизни.

Термин «компьютерная зависимость» был введен в 1990 году американцами К. Янгом и И. Гольдбергом, которые не только изучали это явление, но и разработали специальный опросник для выявления аддикции. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами [25, с. 272]. В настоящее время проблему компьютерной зависимости исследуют психологи, педагоги, социологи, врачи. Наиболее существенные исследования в области компьютерной зависимости ведутся с конца 90-х годов. 

Теоретический анализ научных источников показал, что ряд отечественных и зарубежных авторов занимались исследованием различных аспектов данной темы. Проблеме интернет-зависимости посвящены работы Ю.Д. Бабаевой, И.М. Балонова, Г.Ф. Бедулиной, А.Е. Войскунского,С.Я. Ермолич. Влияние компьютерных игр на личность подростка изучали Н.И. Алтухов, Т.А. Ахрямкина, И.М. Балонов, Т.И. Бязрова, С.А. Кулаков, В.А. Максс, В. А. Плешаков, Ю.О. Прибылова, Е.В.Якушина.

Исследованием идентичности у пользователей сети интернет и процессов самопрезентации в сети занимались А.Е. Жичкина, Е.А. Мулик, А.  Ортштейн, В.М. Розин. Психологические аспекты коммуникативных процессов в сети нашли свое отражение в исследованиях Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, Л.М. Юрьевой, Е.В. Якушиной.

Психические и поведенческие расстройства у лиц молодого возраста с компьютерной зависимостью являются предметом исследования в научных статьях Т.Ю. Больбот, Л. М. Юрьевой.

Исследователями установлено, что компьютерные игры дают играющему эмоции, которые они недополучают в реальной жизни. Возможность раскрыть свой потенциал в игре, власть над тем, что происходит в виртуальном мире, а также виртуальные взаимоотношения с другими, - все это заменяет реальный мир, а игра становится частью жизни. 

Подростковый возраст – это тот возраст, когда формируются жизненные ценности. Следовательно, с точки зрения формирования компьютерной зависимости - это самый опасный возраст [21]. 

У подростка возникает раздражительность, импульсивность, агрессивность, развитие замедляется. Зависимость от компьютера постепенно занимает всю его жизнь, он не может контролировать свое время за компьютером. С позиций социальной педагогики, происходит нарушение процесса социализации личности. В связи с этим, все более актуальной представляется проблема профилактики компьютерной зависимости в среде учащейся молодежи.

В Республике Беларусь проблема поиска средств социально-педагогической деятельности по профилактике компьютерной зависимости в молодежной среде является предметом исследования ряда ученых. Это отражено в работах Е. А. Думачевой, которая занимается изучением и профилактикой компьютерной зависимости в молодежной среде. Проблема компьютерной зависимости среди студентов является предметом медико-психиатрических исследований К. Мезяниной. Также в РНПЦ психического здоровья М. Важениным разработаны новые диагностические анкеты, при помощи которых можно определить стадию развития и степень тяжести компьютерной зависимости в молодежной среде [16].

С позиций социальной педагогики проблема возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков в Республике Беларусь активно исследуется учеными и практиками такими как Г.Ф. Бедулина, Е.А. Думачева, А.А. Лапцевич, А.А. Кравченко, Е.К. Погодина, которые обобщили теоретические и практические знания о причинах и факторах компьютерной зависимости в молодежной среде, предложили рекомендации по профилактике компьютерной зависимости. 

Однако, не смотря на внимание к данной проблеме, в практике социально-педагогической деятельности все еще недостаточно разработаны и апробированы интерактивные методы и технологии социально-педагогической профилактики компьютерной зависимости в подростково-молодежной среде, в связи с чем, нами были разработаны следующие категории научного аппарата.

Цель исследования - разработать и апробировать технологию социально-педагогической деятельности по профилактике компьютерной зависимости в молодежной среде.

Объект исследования - компьютерная зависимость в молодежной среде как социальное явление.

Предмет исследования - социально-педагогическая деятельность по профилактике компьютерной зависимости в молодежной среде.

Гипотеза исследования:  профилактика компьютерной зависимости в молодежной среде будет эффективной, если будет организована целенаправленная социально-педагогическая деятельность, включающая следующие этапы:

1) диагностическое целеполагание, предполагающее выявление факторов  компьютерной зависимости в молодежной среде;

2)формирование в подростково-молодежном сообществе социальных компетенций, препятствующих компьютерной зависимости;

3) включение учащейся молодежи в социально направленную альтернативную виртуальному пространству  деятельность и общение;

4) социально-педагогическая поддержка процесса самовоспитания личности по преодолению компьютерной зависимости в условиях подростково-молодежного сообщества.

Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи:

1) изучить историю и современное состояние проблемы социально-педагогической профилактики компьютерной зависимости в молодежной среде;

2) выявить и проанализировать особенности  социализации личности, способствующие возникновению компьютерной зависимости;

3) определить эффективные методы и средства социально-педагогической профилактики компьютерной зависимости в молодежной среде;

4) разработать и апробировать программу социально-педагогической профилактики компьютерной зависимости в молодежной среде. 

В исследовании был использован комплекс методов:

– изучение и теоретический анализ научной литературы,

– включенное наблюдение,

– исследовательская беседа;

– тестовые методики (методика диагностики компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот, методика выявления факторов, способствующих формированию компьютерной зависимости)

изучение, анализ и  обобщение педагогического опыта  организации профилактики компьютерной зависимости в образовательной среде;

– социально-педагогическое проектирование;

– опытно-экспериментальная работа;

качественный и количественный анализ результатов.

База исследования - ГУО «Средняя школа № 83 г. Минска имени Г.К. Жукова», ГУО «Гимназия №19 г. Минска».

Выборка испытуемых составила 94учащихся. Респондентами в ГУО «Средняя школа № 83 г. Минска имени Г.К. Жукова» выступили обучающиеся 8-9-х классов в количестве 38 человек: 17 юношей, 21 девушка. В ГУО «Гимназия №19 г. Минска» приняли участие в анкетировании обучающиеся 8-9-х классов в количестве 56 человек: 24 юношей, 32 девушки. 

Теоретическая и практическая значимость дипломного исследования заключается в выявлении уровня компьютерной зависимости подростков,  факторов, способствующих формированию компьютерной зависимости, а также в возможности использования результатов, полученных в ходе исследования в социально-педагогической деятельности при разработке мероприятий по профилактике компьютерной зависимости в среде учащейся молодежи.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

1.1 Компьютерная зависимость в молодежной среде как социально-педагогическая проблема

Зависимое поведение человека представляет собой серьезную социально-педагогическую проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений и многое другое. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации. Зависимое поведение связано как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. 

Еще одно название рассматриваемого явления – аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка. Иначе говоря, аддикт – это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некой непреодолимой власти [16, с. 134].

Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, учебе, дома, и даже в машине. Компьютер - мечта современного ребенка. И, к сожалению, есть немало родителей, которые считают его неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, а потому покупают его ребенку, дают деньги на сетевые игры, очень популярные у подрастающего поколения в последние годы.

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. 

Из различных видов компьютерных зависимостей, наиболее сильно человек подвержен игровой зависимости, что обуславливает особенностями самой компьютерной игры: быстрой сменой событий в компьютерных играх, не повторяемостью, динамичностью игры, непрерывностью самого процесса. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в виртуальной реальности, в существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет человеку, страдающему игровой зависимостью прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.

В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. В настоящее время выделяются два основных психологических способа образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости.

По мнению отечественных психологов, ребенок в игре получает власть над миром. Дети, не получающие достаточного внимания, заботы, любви со стороны родителей, ощущают себя неуверенными, неуспешными и наиболее подвержены зависимости от компьютерных игр. [5, с. 18].

Нарастание увлеченности компьютерными развлечениями ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того - человек развивается в виртуальности, развивая свое «виртуальное Я», а развитие реальной личности резко затормаживается. Виртуальный мир становится ближе для зависимого человека, чем реальная жизнь - реальность становится чуждой и опасной, огромной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры.

Наряду с этим, с увеличением силы зависимости в сознании такой личности нарастает диссонанс между виртуальным миром, где «все дозволено» и реальным миром, полным опасностей. Все это ведет к тому, что человек начинает все меньше жить в реальности и все больше уходить в виртуальную реальность. Адаптация к виртуальному миру растет, в то время как в реальной жизни растет дезадаптация. 

Чувство незащищенности – признак повышенной тревожности, уровень которой возрастает с возрастанием противоречий между реальностью и виртуальным миром в сознании человека. Стремление уйти в виртуальный мир выступает у зависимых людей как удовлетворение потребности в безопасности, как своего рода защита от реальности. 

В качестве основных причин возникновения компьютерной зависимости выделяют: 

  • отсутствие навыков самоконтроля, когда человек не может самостоятельно контролировать свои эмоции, чувства;
  • неумение самостоятельно организовывать свой досуг;
  • дефицит общения;
  • незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером;
  • стремление заменить компьютером общение с близкими людьми;
  • стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;
  • низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;
  • подражание, уход из реальности вслед за друзьями (особенно в подростковом возрасте) [29, с. 236].

Выделяют несколько видов компьютерной зависимости[25, с. 272]. Кибераддикция - зависимость от компьютерных, которые, в свою очередь, делятся на ролевые компьютерные игры, для которых характерен максимальный уход от реальности, и неролевые компьютерные игры, для которых характерно стремление к достижению цели — пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков.

 

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

2.1 Социально-педагогическая диагностика показателей компьютерной зависимости в молодежной среде

Для проведения эмпирического исследования по диагностике показателей компьютерной зависимости была выбрана соответствующая требованиям группа респондентов. Участниками эмпирического исследования являлась группа школьников 8-9-х классов (возраст 13-15 лет) ГУО «Гимназия №19 г. Минска» в количестве 56 человек: 32 девушки и 24 юноши, а также в ГУО «Средняя школа № 83 г. Минска имени Г.К. Жукова» приняли участие обучающиеся 8-9х классов в количестве 38 человек: 17 юношей, 21 девушка.

Для изучения проблемы компьютерной зависимости была использована методика диагностики компьютерной зависимости у подростков, разработанная и адаптированная Л.Н. Юрьевой и Т.Ю.Больбот (Приложение 1).

Опросник состоит из утверждений относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером или в интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга, ассоциативного характера восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения компьютером на социально-бытовые обязанности, роли социальных обязательств в повседневном быте, влияния компьютера на психофизическое состояние, режим сна и бодрствования.

На первоначальном этапе респондентам был задан вопрос: «Как часто вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером?» В гимназии были получены такие результаты: 46 % опрашиваемых редко ощущают оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером, 43% - часто , 10% - никогда, 1 % - очень часто. В школе же были получены довольно неоднозначные результаты: 52% опрашиваемых редко ощущают оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером, 42% - часто, 6% - никогда, 0 % - очень часто.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета «Компьютер глазами школьника»

Уважаемые учащиеся, предлагаем Вам пройти данное тестирование в целях диагностики компьютерной зависимости среди подростков. 

Пожалуйста, отвечайте на вопросы искренне, внимательно читайте вопросы. Чтобы дать ответна вопрос, нужно подчеркнуть один из вариантов ответов, который тебе наиболее подходит. 

1. Ваш пол:

  • М;
  • Ж.

2. Ваш возраст:

_____________

3. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером?

(1)- никогда (2)- редко   (3)- часто   (4)- очень часто

4. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером, думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

5. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером или тратить все больше денег для того, чтобы получить те же ощущения? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

6. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу за компьютером?
(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто

7. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

8. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер  для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

9. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

10. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей или учителей количество времени, проводимого за компьютером? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

11. Как часто существует актуализация или угроза потери дружеских и семейных отношений, успехов в учёбе в связи с частой работой за компьютером? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

12. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

13. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения режима сна в связи с частой работой за компьютером? 
(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто

Благодарим за участие!

 

16