Курсовая работа

Социальное учение католической церкви

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

Теория культуры

Город:

Беларусь, Минск

Учебное заведение:

БГУКИ, ФК и СКД

Стоимость работы:

80 руб.

Оценка: 7
Объем страниц: 25
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 07.11.2022

Фрагменты для ознакомления

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ...4 

1.1 Аналитический обзор литературы...4

1.2 Христианское социальное учение. История эволюции социального учения церкви от возникновения до энциклики Laborem Exercens... 5

ГЛАВА 2. ПЕРИОД СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ...11

2.1 Социальные изменения в XVIII и XIX веках...11

2.2 Социальное учение: Второй Ватиканский Собор и Иоанн Павел II...16

2.3 Социальное учение церкви и его влияние на мир на современном этапе...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...26

ВВЕДЕНИЕ

Католицизм (от греч. katholikós– всеобщий, вселенский), одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Самая массовая по численности конфессия насчитывающая в 2019 году 1 миллиард 200 миллионов человек. Католическая церковь оказала огромнейшее влияние на европейскую цивилизацию и на всю мировую историю в целом. Особенно большое количество католиков сконцентрировано в Европе (Италия, Испания, Польша, Венгрия и др.) и Латинской Америке. Главой Католической церкви является папа римский, возглавляющий Святой Престол и город-государство Ватикан в Риме. С 2013 года Папой Римским является Франциск.

Хоть роль церкви в нашем мире уменьшилась, она до сих пор играет важную роль в мировой политике. Поэтому большой интерес для изучения вызывает Социальное учение Католической церкви. Также после развала Советского Союза Римско-Католический Костёл начал возрождаться и в Беларуси. Католицизм является второй по численности в нашей стране конфессией и его роль с каждым годом увеличивается. Поэтому вопрос изучения его учения с каждым годом всё актуальней.

В данной курсовой работе мы рассмотрим историю, сущность, роль и актуальность в современных условиях, и конечно же, само социальное учение.

Объектом курсового исследования является христианское социальное учение.

Предметом исследования является католическое социальное учение как одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве.

Цель курсового исследования – выявление особенностей становления и бытия католического социального учениях на всех этапах его существования. В рамках достижения поставленной цели требуется выполнение ряда задач:

1. Выявить особенности функционирования христианского социального учения на всех этапах его становления;

2. Определить специфику социальных изменений XVIII-XIX вв.;

3. Обозначить основные тезисы социального учения Второго Ватиканского собора и Иоанна Павла II;

4. Раскрыть характерные черты социального учения церкви на современном этапе.

При выполнении работы были использованы следующие методы: теоретический, эмпирический, метод социокультурных наблюдений, системный метод и непосредственно культурологический метод культурной классификации.

 Курсовой проект состоит из введения, двух глав, включающих 5 разделов, заключения и библиографического списка. Основное содержание курсовой работы изложено на 21 страницах, библиографический список содержит 20 наименований.

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Аналитический обзор литературы

Социальному учению Католической церкви, на протяжении всей истории ее существования уделяется пристальное внимание со стороны исследователей. За время существования католической церкви сформировалась целая группа исследователей, ставящих целью своей исследовательской деятельности изучение социального учения Католической церкви его эволюции. Для глубокого исследования представленной тематики курсовой работы использовались в большинстве своём два типа источников: научные труды исследователей проблемы социального учения Католической Церкви, а также важнейшие документы, выпущенные за все время поэтому вопросу непосредственно Папским Святым Престолом.

Первая группа источников в основном представлена работами таких учёных как Франсуа-Рене де Шатобриан, Игнатий Бонек, Джон Янг. Безусловно, существуют и другие исследователи этого направления, однако подавляющее большинство работ именно их авторства.

Франсуа́ Рене́ де Шатобриа́н – французский ученый, живший в XIX, веке один из первых в своём научном труде «Гений христианства», четко описал возникновение и развитие социального учения Католической Церкви и влияние его на общество.

Игнатий Бонек – современный польский религиовед, является на данный момент самым авторитетным исследователем в данной области наиболее известна его научный труд «История Католической церкви», описывающий основные догмы церкви с оглядкой на современный мир, в том числе касающиеся социального учения.

Джон Янг- современный английский исследователь Католической социальной догматики и настоятель кафедрального собора в Йорке (Англия) и автор более десятка книг на тему «Знаешь ли ты свою веру?» Наиболее известен своей работой «Христианство», которая знакомит с христианством как живой религией.

Ко второй группе источников относятся документы и статьи, выпущенные непосредственно Святым Престолом за все время развития социального учения в церкви. К таковым относятся: энциклика «Mirarivos» Папы Римского Григория XVI, Libreria Editrice Vaticana, «Компедиум социального учения церкви», декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem», Конституция «Gaudium et spes», Конституция «LumenGentium» и многие другие.

Исходя из всего написанного выше, можно говорить о том, социальное учение Католической церкви было, и остается одним из наиболее важных направлений в учение.

 

1.2 Христианское социальное учение. История эволюции социального учения церкви от возникновения до энциклики Laborem Exercens

Христианское социальное учение: понятие и принципы. Христианское социальное учение – это не перечень практических указаний для решения «социального вопроса» и не удачная подборка определенных знаний из области современной социологии, пригодных для христианско-социального обучения, а «интегративная составная часть христианского учения о человеке».

Особое значение имеет Христианское социальное учение, провозглашенное церковью «с первых столетий», в эпоху индустриализма, что подтверждается крупными энцикликами по социальным вопросам «Rerum novarum» (1891), «Quadragesimo anno» (1931), «Mater et Magistra» (1961), «Pacem in terris» (1963), «Populorum progressio» (1967) и «Laborem exercens» (1981), а также Пастырским Постановлением Второго Ватиканского Собора «Gaudium et spes» о роли Церкви в сегодняшнем мире. Спустя 20 лет после «Populorum progressio» Иоанн Павел II в энциклике «Sollicitudo rei socialis» (1987) вновь выражает социальную озабоченность Церкви по поводу подлинного развития человека и общества  в изменившихся условиях. Сотая годовщина «Rerum novarum» стала поводом для появления «Centesimus annus» (1991), его, пожалуй, самой значительной энциклики по социальным вопросам.

Христианское социальное учение охватывает как онтологические, так и нормативные дисциплины, при этом оно пользуется социально-философскими и социально-теологическими методами. На упрек, будто социальная философия не типично «христианская», следует возразить, что, согласно учению Второго Ватиканского Собора, задачей Церкви является «возвещать истину, которая является Христом, и аутентично учить ей, и одновременно авторитетно разъяснять и утверждать принципы нравственного строя, которые вытекают из самой сущности человека». Христианское социальное учение исходит из того, что основы естественного права и истины Откровения не противоречат друг другу а дополняют друг друга и имеют одно основание от Бога.

 

ГЛАВА 2

ПЕРИОД СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

2.1 Социальные изменения в XVIII и XIX веках

Уход в утопию – это, несомненно, выражение кризиса и даже оскудения общественной мысли. Оно сопровождало этот уход, возможно, даже предварило его и явилось своего рода симптомом упадка богословия, все более абстрагирующегося от реальности. Симптомы этого надлома проступают уже в теологии Контрреформации, которая, с одной стороны, была оборонительной, а с другой, не способна была своим анализом вскрыть сами истоки Реформации. Ведь известно, что, хотя Реформация была религиозным и даже богословским движением, она, несомненно, имела свою социальную и политическую почву. Представители Контрреформации обычно не видели этого и в своей полемике с реформаторами ограничивались чисто богословскими аспектами. Тем самым Реформация, скорее, отвлекла внимание католиков от социально-экономических и общественно-нравственных проблем, что должно было неблагоприятно отразиться на самой теологии и вызвало упадок католической общественной мысли.

Причина этого не только в оборонительной позиции католиков, но и в том, что богословские методы анализа социальной действительности оказались недостаточны, а другие методы или не были выработаны вовсе, или приводили к результатам, неприемлемым для теологов.

Тем временем процессы социально-экономических и идеологических перемен, начавшиеся уже в средневековье, на самом его исходе, становились все более стремительными, а те, кто старался дать картину этих процессов, не способны были трезво и объективно их оценить – наоборот, они пытались обобщенно представить наблюдаемые факты, возводя эти скороспелые обобщения в ранг принципа. Возникающие в результате этого идеологии и самостоятельные общественные дисциплины постепенно отдалялись от теологии, а тем самым, сознательно или бессознательно, и от католичества.