Курсовая работа

Ведущие музеи г. Минска

Категория:

Курсовая работа

Дисциплина:

История Беларуси

Город:

Беларусь, Витебск

Учебное заведение:

ВГУ им. П.М. Машерова, Гуманитаристики и языковых коммуникаций

Тег:

#туризм

Стоимость работы:

60 руб.

Оценка: 8
Объем страниц: 35
Год сдачи: 2022
Дата публикации: 16.01.2023

Фрагменты для ознакомления

Содержание

Введение

1. Создание и работа Национального исторического музея Республики Беларусь

1.1. Создание и фонды музея

1.2. Организация деятельности музея

2. Музей Великой Отечественной войны

2.1. История создания музея

2.2 Основные направления работы музея

3. Национальный художественный музей Республики Беларусь

3.1 Общая характеристика Национального художественного музея

3.2 Историко-культурное наследие Республики Беларусь в Национальном художественном музее

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Актуальность. Развитие музейного дела на Беларуси шло в соответствии с европейскими тенденциями. Первые музейные коллекции собирались в резиденциях крупных феодалов, в монастырях, братствах и храмах. Наиболее значительными частными музейными коллекциями на территории Беларуси в XVI–XVIII вв. являлись коллекции князей Радзивиллов и Сапегов, самых влиятельных магнатов Великого Княжества Литовского. 

Эти коллекции собирались из поколения в поколение и включали фамильные драгоценности, редкие архивные материалы и книги, оружие, нумизматические коллекции, произведения изобразительного искусства и многое другое. На рубеже XVIII – XIX вв. появляются первые учреждения музейного типа. В это время музеи существовали преимущественно в высших и средних учебных заведениях Полоцка, Гродно, Горок и других городов. 

Минск, несмотря на свою долгую тысячелетнюю историю, остается городом молодым и волнующим, живущим яркой, насыщенной культурной жизнью. Город является не только административным и промышленным ядром современной Беларуси, но и крупным центром науки и искусства, местом проведения множества интересных для горожан и туристов мероприятий.

Минск – город культуры. В нем работает около 20 музеев, включая Национальный художественный музей, Музей истории и культуры Беларуси, Музей истории Великой Отечественной войны; 11 театров, в том числе Национальный театр оперы и балета, Белорусский академический и Государственный русский драматический театры.

Цель работы – изучить культурный и туристский потенциал ведущих музеев г. Минска.

Задачи:

  • Рассмотреть историю создания Национального исторического музея г. Минска, ознакомиться с фондами;
  • Показать основные направления деятельности музея Великой Отечественной войны;
  • Проанализировать деятельность Национального художественного музея Республики Беларусь;

Объект – ведущие музеи Минска. 

Предмет – историко-культурное наследие Беларуси на примере ведущих музеев г. Минска, фонды музеев, основные направления работы.

Теоретическая значимость данной работы заключается в материалах исследования, которые дадут основания включить историко-культурные ресурсы региона в базу обоснования социально-экономического развития города. Полученные результаты позволят также оптимизировать использование культурно-исторического потенциала отдельных объектов Беларуси.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, чтобы показать историческую и культурную значимость ведущих музеев Минска в деле развития туризма.

Историография. Полезную и актуальную информацию по истории музея Великой Отечественной войны можно найти в книге «Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны» Г. В. Галинской [3]. 

 Крупным специалистом по истории музейного дела Беларуси является А.А. Гужаловский. Значительное внимание истории Национального исторического музея он уделил в своей книге «Нараджэнне беларускага музея» [5]. Дополнительным источником информации в написании курсовой работы стала книга «Сборник музеев Беларуси» [10].

Одним из главных источников в работе являлась статья Беспалой М. А. «Научно-исследовательская деятельность музеев: ширина диапазона» [1]. 

Актуальную и обновляемую информацию о ведущих музеях г. Минска стали электронные источники информации [11],[12],[13].

Методы. В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования, в том числе метод изучения и обобщения практики в области туризма, метод сравнения, синтеза и анализа, методы конкретизации и идеализации, индукции и дедукции, аналогии, классификации и обобщения, описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный, метод прогнозирования.

Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, 6 параграфов, заключения и библиографического списка литературы.

 

1. Создание и работа Национального исторического музея Республики Беларусь

1.1. Создание и фонды музея

Деятельность Национального исторического музея Республики Беларусь тесно связана с процессами становления отечественного музейного дела в начале ХХ в. В 1906 г. был принят закон, дающий губернским властям право утверждать уставы новых негосударственных учреждений. Это привело к возникновению в городах архивных комиссий, обществ любителей естествознания, этнографии и археологии. Церковно-археологические общества существовали во всех губернских городах Беларуси. В частности, в Минске церковно-археологический комитет был создан в 1908 г. По его инициативе и в связи с проведением мероприятий, посвященных памяти князя Константина Острожского, в том же году был открыт Минский церковный историко-археологический музей, который занимался сбором церковных древностей. Церковный музей стал прообразом будущих музеев страны, а предметы из его коллекций сегодня хранятся в собраниях белорусских музеев [3, с. 30], [4, с. 120].

Что касается вопросов преемственности Национального исторического музея Республики Беларусь, в пользу этого тот факт, что ряд материалов музейного собрания, в частности, иконы, фотографии, произведения печатной графики, документы имеют происхождение из Минского церковного историко-археологического музея. В 1919 г. Народный комиссариат просвещения принял решение открыть в Минске первый государственный музей, который получил название Областного и размещался в здании бывшего Дворянского собрания. 1923 год – важнейший в истории музейного дела Беларуси. Принятое в этом году постановление Совета народных комиссаров “О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства, прошлого, быта и местной природы, которые являются собственностью учреждений и обществ, а также частных лиц” создало правовую базу деятельности государственных музеев БССР [3, с. 31], [4, с 120].

Областной музей был преобразован в Белорусский государственный музей (Белорусский Государственный Музей, БГМ). В соответствии с “Положением”, разработанным музейной комиссией Академического центра Народного комиссариата просвещения БССР во главе с П. Харламповичем, Белорусский государственный музей выполнял функции “центрального учреждения для хранения предметов и коллекций художественного, историко-археологического и этнографического характера, имеющих общереспубликанское и общенаучное значение” [5, с. 11].

Музей имел филиалы (отделения) в Витебске, Могилеве, Гомеле. В Белорусский Государственный Музей должны были стекаться все памятники общереспубликанского значения. Период 1925–1926 гг. – время интенсивного комплектования фондов, а также создания и открытия в 1926 г. музейной экспозиции. В 1928 г., когда директором учреждения был В. Ластовский, музей был переименован в Белорусский государственный культурно-исторический музей, в 1930 г. – Минский социально-исторический музей [8, с. 78].

 

2. Музей Великой Отечественной войны

2.1. История создания музея

Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны - единственный музей республики, открывшийся в сложное время военного лихолетья.

 2 июня 1942 г. ЦК КП(б)Б, работавший в то время в Москве в связи с оккупацией Белоруссии, принял решение о создании республиканской Комиссии по сбору документов и материалов Отечественной войны. Председателем Комиссии был назначен секретарь ЦК КП(б)Б по пропаганде Т. С. Горбунов, членами: секретарь ЦК КП(б)Б В. Н. Малин, заместитель председателя СНК БССР И. А. Крупеня, нарком просвещения БССР Е. И. Уралова, председатель правления Союза писателей БССР М. Т. Лыньков, секретарь ЦК ЛКСМБ С.О.Притыцкий и другие [7, с. 43].

10 июня 1942 г. ответственным секретарем Комиссии был назначен В. Д. Стальнов, впоследствии ставший первым директором музея. Комиссия начала собирать материалы по двум основным темам: «Вероломное вторжение германского фашизма в пределы Советского Союза» и «Героическая борьба трудящихся БССР с германскими захватчиками». Огромную роль в сборе первых экспонатов на оккупированной территории Белоруссии сыграли так называемые «Витебские ворота» (40-километровый разрыв в линии фронта между городами Усвяты и Велиж, образовавшийся в ходе успешных боевых действий Красной Армии зимой 1941-1942 гг. и освобождения партизанами прифронтовых районов, который существовал с февраля по сентябрь 1942 г.), а также действовавшая в районе «ворот» Северо – Западная оперативная группа ЦК КП(б)Б [7, с. 44], [9, с. 50].