Дипломная работа
ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ И ТРЕВОЖНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Категория: | Дипломная работа |
Дисциплина: | Педагогика и психология |
Город: | Россия, Москва |
Учебное заведение: | МГПУ, Институт педагогики и психологии |
Стоимость работы: | 50 руб. |
Оценка: | 10 |
Объем страниц: | 65 |
Год сдачи: | 2020 |
Дата публикации: | 18.09.2021 |
Фрагменты для ознакомления
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ И ТРЕВОЖНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 6
1.1 Проблема взаимоотношений ребёнка и взрослого в работах отечественных психологов. 6
1.2 Влияние семейного воспитания на самооценку младшего школьника. 14
1.3 Влияние детско-родительских взаимоотношений на тревожность младших школьников. 18
Выводы по главе 1. 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ И ТРЕВОЖНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.. 23
2.1 Организация и методы исследования. 23
2.2 Анализ результатов изучения детско-родительских отношений. 26
2.3 Анализ результатов изучения уровня самооценки и тревожности. 30
2.4 Определение влияния детско-родительских отношений на самооценку и тревожность первоклассников. 34
Выводы по главе 2. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 51
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Изучение взаимоотношений детей и взрослых является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребёнка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребёнка как важный источник детского развития.
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.
В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определённый дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определённая потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.
Интерес многих современных исследователей к сфере взаимоотношений детей и взрослых объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок – взрослый.
Исследования А.Н. Леонтьева (1977), А.Р. Лурии (1980), Д.Б. Эльконина (1976) и других показали, что психическое развитие ребёнка определяется его эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями. Со всей определённостью можно утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребёнка. При этом взаимоотношения в семье могут иметь разноплановый характер, а использование неэффективного типа родительского отношения ведёт к возникновению тревожности у ребёнка и к снижению его самооценки.
Цель исследования – определить влияние детско-родительских отношений на самооценку и тревожность у младших школьников (первоклассников).
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – влияние детско-родительских отношений на самооценку и тревожность первоклассников.
В соответствии с целью исследования, перед нами были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме взаимоотношения детей и взрослых.
2. Изучить роль детско-родительских отношений в становлении самооценки ребёнка и проявлении тревожности.
3. Выявить уровень самооценки и тревожности испытуемых детей младшего школьного возраста.
4. Определить связь между детско-родительскими отношениями и уровнем тревожности, а также между детско-родительскими отношениями и самооценкой первоклассников.
Гипотеза исследования: детско-родительские отношения оказывают влияние на самооценку и уровень тревожность первоклассников.
Методы исследования.
В работе использовались следующие методы исследования:
- Теоретические – анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме детско-родительских отношений и их влияния на самооценку и уровень тревожности у младших школьников.
- Эмпирические, среди которых:
- Опросник взаимодействия родителей и ребенка (ВРР) (автор - И.М. Марковская);
- Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн);
- Тест тревожности (Темпл, Дорки, Амен);
- Статистические методы обработки данных (среднее значение, корреляционный анализ).
Научная новизна работы заключается в обобщении теоретико-практического материала по исследуемой проблеме и формировании методики психологического консультирования родителей младших школьников с заниженной самооценкой и высоким уровнем тревожности.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА САМООЦЕНКУ И ТРЕВОЖНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Проблема взаимоотношений ребёнка и взрослого в работах отечественных психологов
По мере развития общества в психолого-педагогической науке представления о семье как о важном факторе воспитания постоянно претерпевали существенные изменения. Например, в 1960-х гг. существовало мнение о том, что возможно и даже желательно заменять семейное воспитание воспитанием в различных дошкольных и школьных учреждениях. Такое мнение было высказано С. Я. Струмилиным. Однако на сегодняшний день не осталось сомнений, что семья является неотъемлемой и незаменимой частью формирования личности ребёнка.
…
М.И. Лисина [19] с одной стороны, опиралась на концепцию Л.С. Выготского, а с другой - стала основателем оригинальной и самоценной научной школы. Она принесла в отечественную психологию новый предмет - общение ребёнка со взрослым - и новый подход к его научному исследованию. Инициатором данного направления стал учитель М.И. Лисиной - А.В. Запорожец (который в свою очередь являлся непосредственным учеником и соратником Л.С. Выготского). Он предложил Мае Ивановне исследовать живую реальность общения, а не его фактический результат. Вопрос, который он поставил, заключался в следующем: что происходит между матерью и ребёнком и каким образом в результате их взаимодействия осуществляется передача культурных норм? Очевидно, что этот вопрос непосредственно вытекает из концепции Л.С. Выготского и является её конкретизацией. М.И. Лисина была готова к такой постановке вопроса, поскольку он совпадал с ее собственными интересами.