Дипломная работа

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОРЯДОЧНОСТИ И СЧАСТЬЕ У ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВ

Категория:

Дипломная работа

Дисциплина:

Педагогика и психология

Город:

Россия, Москва

Учебное заведение:

МГПУ, Институт педагогики и психологии

Стоимость работы:

60 руб.

Оценка: 10
Объем страниц: 111
Год сдачи: 2019
Дата публикации: 18.09.2021

Фрагменты для ознакомления

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОРЯДОЧНОСТИ И СЧАСТЬЕ У ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОРЯДОЧНОСТИ И СЧАСТЬЕ. 9

1.1 Изучение социальных представлений в психологической науке. 9

1.2 Понятие «порядочность» и формирование представлений о порядочности в подростковом возрасте. 19

1.3 Понятие «счастье» и социальные представления о счастье у подростков. 30

Выводы по главе 1. 42

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОРЯДОЧНОСТИ И СЧАСТЬЕ У ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВ.. 44

2.1. Организация и методы исследования. 44

2.2. Анализ и интерпретация результатов. 47

2.3. Рекомендации по результатам исследования. 61

Выводы по главе 2. 70

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 76

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 82

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Современное общество все больше подвержено процессам глобализации, проявляющимся в постепенных изменениях социального взаимодействия в обществе. Результаты трансформации общественных отношений отражаются в социальных представлениях людей о понятиях, ценностях, социальных явлениях. В психологической науке изучением формирования и изменения социальных представлений занимались К.А. Абульханова-Славская, Т.П. Емельянова, Д. Жодле, С. Московичи, Л.Г. Почебут, С.Л. Рубинштейн [19-21, 39, 51-53]. Особенно значимо исследование представлений о понятиях, лежащих в основе формирования личности подростков. Такими феноменами являются счастье и порядочность.

В последние годы проблема ощущения счастья и субъективного благополучия все чаще становится одним из важных предметом исследования психологов. Прежде всего, это связано с необходимостью в определении того, что же является базой для внутреннего равновесия и гармонии личности. Важным является вопрос о том, из чего оно складывается, какие ценности лежат в его основе, каким образом оно принимает участие в регуляции поведения, а также как можно помочь личности (в особенности это касается личности молодых людей) в решении проблем ощущения счастья и субъективного благополучия. 

На сегодняшний день исследования в данном ракурсе проводятся в рамках позитивной психологии. Исследователи опираются на понятийный аппарат, который сформировался в зарубежной психологии, а, именно, на понятия «счастье» (И.А. Джидарьян, М. Аргайл, Е. Динер, Д.А. Леонтьев, А. Кроник и др.) [5, 18, 23, 27], «субъективное и психологическое благополучие» (М. Селигман, Р.М. Шамионов, Л.В. Куликов и др.) [41].

Как отмечают исследователи, в понимании счастья как ценности можно выделить две основные позиции: счастье, как мотив (жизненная цель и объект стремлений), и как результат деятельности человека, т. е. счастье рассматривается в качестве оценок, «помечающих» предмет деятельности и регулирующих ее ход, и в роли самодовлеющей ценности, которая обогащает и превращает в дополнительный мотив деятельности сам ее процесс [5]. Несмотря на сложность и многообразие интерпретации понятия «счастье», изучение социальных представлений подростков об этом понятии помогает увидеть процесс социализации с позиции самого субъекта, с учетом рефлексивного компонента.

Российский менталитет всегда отличался признанием важной роли порядочности, нравственности и совести в жизнедеятельности людей. В психологии нет конкретной формулировки понятия «порядочность». Как правило, данная категория понимается как глубинная личностная инстанция, помогающая следовать нравственным нормам (Е.Е. Бочарова, М.И. Воловикова, Скрипкина Т.П. и др.) [10, 13-15, 42]. Отношение к категории «порядочность» во многом определяет нравственную направленность не только личности, но и общества. Это довольно сложный объект научного исследования и в психологии изучен мало. Тем не менее, исследование социальных представлений о порядочности открывает новые возможности и для изучения самого феномена, а также для прогнозирования процессов, происходящих в нравственной сфере. 

На сегодняшний день (относительно начала 1990-х гг.) проблемы нравственного воспитания подростков мало изменились. Информация, исходящая из СМИ, включает в себя пропаганду ценностей индивидуализма, славы, материальных благ. Подрастающее поколение с еще несформировавшейся системой ценностей впитывает эти образы поведения и формирует свои взгляды на жизнь. О такой неблагополучной ситуации в нравственной сфере населения (прежде всего, молодежи) говорят многие исследователи [14]. Учитывая вышесказанное, интересным является вопрос о взаимосвязи социальных представлений о счастье и порядочности у подростков. 

На сегодняшний день только начинает формироваться отдельное направление изучения нравственных ориентаций в аспекте психологического благополучия и ощущения счастья. При этом результаты немногочисленных исследований достаточно противоречивы. 

Например, Т.В. Бескова проводила исследование связи психологического благополучия с нравственностью (порядочностью) посредством теста «Добро и зло» Л.М. Попова и А.П. Кашина [7]. Были определены корреляции с такими компонентами нравственности как ориентация на добро, ориентация на зло, человечность (нравственность). Корреляционный анализ показал, что психологическое благополучие личности не связано с ориентацией на добро, зато связано с ориентацией на зло. Автор сделала вывод, что зло в большей мере разрушает психологическое благополучие, чем добро его созидает. Чем сильнее человек ориентирован на зло, тем больше он ощущает свое неблагополучие на психологическом уровне. 

Т.П. Скрипкина и И.Н. Нехорошева изучали отличия в основных показателях субъективного качества жизни между людьми с разной нравственной направленностью [42]. В результате оказалось, что в большей степени счастливы и удовлетворены свей жизнью, лучше настроение у людей с отрицательной нравственной направленностью (36% от выборки 407 человек). Для них большее значение играет неудовлетворенность собственными проблемами, а для людей с положительной нравственной направленностью (таких оказалось всего 18%) характерна неудовлетворенность проблемами общества [42]. 

М.Н. Семенова, рассматривая соотношение психологического благополучия и религиозной ориентации личности взрослых людей, пришла к выводу, что общий показатель психологического благополучия коррелирует с такими показателями, как «наличие религиозного самосознания», «тенденция искать в религии поддержку и утешение», «тенденция верить в творца» [46].  Сравнение уровня счастья у православных верующих и атеистов в исследовании М.Е. Пермяковой наоборот не выявило достоверных различий между ними [37]. 

Зиновьева Д.М., изучая связь психологического благополучия с нравственным самоопределением в отношениях с другими людьми, получила данные о положительной корреляции социальной пассивности со всеми составляющими психологического благополучия [22]. Кроме того, для людей с высоким уровнем психологического благополучия характерны доверие к людям, оптимистичность, уверенность, готовность к личностному росту, открытость к новому опыту, готовность к взаимодействию, восприятие себя и других как позитивных, добропорядочных. Люди с низким уровнем психологического благополучия воспринимают негативно других людей, испытывают обиду, злость, сожаление. При необходимости социального контакта они либо стараются его избежать, либо проявляют чрезмерную активность. Для них характерен низкий уровень принятия себя, уверенности и рефлексивности. 

Прежде всего, актуальность данного исследования определяется тем, что проблема взаимосвязи социальных представлений о счастье и порядочности у подростков не получила целостного изучения. Неоднозначность и противоречивость результатов исследований по этой проблематике может быть обусловлено тем, что, возможно, категории добра и зла методологически слабо связаны с категорией психологического благополучия, а, возможно, с малым количеством исследований, различием применяемого в них диагностического инструментария.

Подростки представляют собой стратегический ресурс современного общества и путем реализации своей потенциальной деятельности способствует дальнейшему развитию исторического процесса. Поэтому именно данная возрастная категория представляет огромный интерес.

Цель данного исследования: изучить взаимосвязь социальных представлений о порядочности и счастье у девушек подростков.

Объект исследования – социальные представления о счастье и порядочности.

Предмет исследования – взаимосвязь социальных представлений о счастье и порядочности.

Гипотезы исследования: 

1. Представления девушек подростков о счастье и порядочности обусловлены их личностными особенностями. 

2. Предположительно существует связь между представлениями о счастье и порядочности (нравственными установками), а именно: чем выше уровень лживости, алчности, гнева, гордыни, тем ниже уровень счастья.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезами ставятся следующие задачи исследования: 

1. Рассмотреть теоретические аспекты социальных представлений о порядочности и счастье;

2. Провести исследование социальных представлений о порядочности у девушек подростков;

3. Изучить социальные представления о счастья у девушек подростков;

4. Выявить взаимосвязь между социальными представлениями о порядочности и счастье у девушек подростков;

5. Разработать рекомендации на основании полученных результатов.

Методы и методики исследования

В теоретическом исследовании использовался метод анализа специальной литературы. В эмпирическом исследовании применялись: 

  1. Обновленный Оксфордский опросник счастья.
  2. Тесты для диагностики уровня счастья.
  3. Контент – анализ сочинений на тему «Что такое счастье?».
  4. Методика «Выбор» (тест на порядочность).
  5. Тесты «Гнев» и «Гордыня».
  6. Методика «Шкала совестливости» (В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольский).

Для обработки полученных результатов применялись методы математической статистики.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОРЯДОЧНОСТИ И СЧАСТЬЕ

 

1.1 Изучение социальных представлений в психологической науке

 

Изучение социальных процессов встаёт во главу угла в современных научных исследованиях социологов и психологов. На данном временном этапе наиболее развивающимся направлением исследований является изучение социального познания, а именно такой категории, как социальные представления.

Впервые термин социальных представлений впервые был предложена Сержем Московиси в 1961 г. [51]. Данное событие сыграло огромную научную роль для социальной психологии. Концепция социальных представлений распространялась и получала признание, несмотря на объективную критику. В частности, отечественная социальная психология часто акцентировала своё внимание на концепции Сержа Московиси. С точки зрения С. Московичи именно социальные представления должны выступать предметом социальной психологии. Изучая социальные представления, мы получаем важнейший материал для понимания социально-психологических черт общества [52]. С. Московичи трактует социальные представления как общественное обыденное сознание, в котором сложно взаимодействуют на уровне здравого смысла различные убеждения, идеологические взгляды, знания, собственно наука, раскрывающие и составляющие социальную реальность [51].

При разработке своей теории С. Московиси опирался, прежде всего, на идеи Л. Леви-Брюля, Ж. Пиаже, Э. Дюркгейма, В. Вундта, а также на идеи Л.С. Выготского. Создание концепции социальных представлений было направлено против когнитивной традиции, которая доминировала в то время в социальной психологии.

186